Мастер Ямазаки Цуеши демонстрирует механизм куклы-каллиграфа, который больше игрушки в несколько раз / Фото: Дмитрий Киселев, «Вечерняя Москва»

Японец Ямазаки привез в Москву своих деревянных роботов

Город

Уникальных прототипов нынешних роботов — заводные механические японские куклы эпохи Эдо (XVII–XIX века) — создает японский мастер Ямазаки Цуеши, который приехал в Москву на фестиваль кукол «Гефест». С кукольником побеседовала корреспондент «Вечерней Москвы».

На сцену Московского театра кукол выходит высокий пожилой японец с доброй улыбкой и наливает чай в пиалу, которую держит в руках небольшой деревянный человечек. Затем мужчина аккуратно приподнимает фигурку, заводит ее механизм и опускает на стол. Кукла двигается к собеседнику и отдает пиалу, не расплескав ни капли. А после, поклонившись, разворачивается и отодвигается назад.

Оказывается, японцы, первыми в мире начавшие в промышленных масштабах развивать робототехнику, взялись за это не с нуля, а основывались на своей древней традиции.

Заводные механические японские куклы называются каракури-нинге и очень ценятся в Стране восходящего солнца и за ее пределами.

Интересно, что к каракури местные жители с древности относились не как к игрушке, а как к чему-то живому и непознаваемому. Понятно, почему население островного государства так любит технику и машины — восприятие роботов как одушевленных существ сохранилось.

Особую ценность каракури придает то, что изготовление этих автоматонов требует исключительного мастерства: их собирают без единого гвоздя из дерева, причем для каждой детали применяется свой вид древесины.

Кукольных дел мастер Ямазаки Цуеши, приехавший на фестиваль, широко известен в Японии как создатель таких удивительных машин.

Когда-то житель Токио много лет работал инженером технического развития в компании с мировым именем.

А что такое сотрудник крупной корпорации? Это постоянный стресс, гонка за результатом, чувство, что ты винтик большой машины, марионетка производства. Господин Ямазаки (у японцев фамилия пишется первой), чтобы снять напряжение, решил обзавестись каким-нибудь спокойным, умиротворяющим хобби. Его выбор пал на кружок по созданию старинных деревянных кукол. Но не простых, а механических, что особенно грело душу инженера.

— Парадокс, но изготовление марионеток помогло уйти от механистичности моего прежнего образа жизни и обрести смысл бытия, — пояснил Ямазаки.

Начавшись как увлечение, изготовление кукол так захватило инженера, что после выхода на пенсию он со всей страстью отдался любимому занятию — разрабатывал новые игрушки и сюжеты, экспериментировал...

И достиг в своем деле таких высот, что на Всемирном конкурсе по каракури получил главный приз. Его работа была выбрана из 642 других, присланных из тринадцати стран мира.

В куклах Ямазаки Цуеши соединяются юмор и человечность. А перипетии их судеб, которые он показывает в сценках, взяты из жизни, из местами грустных, а частью смешных реалий. Вот человечек бегает по кругу в колесе, став метафорой нашего существования и «крысиных гонок». А тут уставшие после работы мужчины спускаются с лестницы, явно направляясь развлечься. Другая картина рассказывает о семейных взаимоотношениях: одинокая женщина играет дома на фортепиано в ожидании мужа... Мастер даже сумел оживить знаменитую гравюру Хокусая «Большая волна в Канагаве», сделав воду подвижной.

— Часто мои куклы отражают свойственные мне черты характера, — признался мастер.

Его игрушки не просто механически очень сложны, они еще и музыкальны. Например, придуманный им каллиграф рисует иероглиф «долголетие» под знаменитую японскую песню «Сакура, сакура», а ожившая под его руками собачка сама играет на губной гармошке.

Сенсей рассказал, за счет чего происходит движение персонажей. Например, кукла, спускающаяся по лестнице, может делать перевороты через голову и таким образом перемещаться вниз. Секрет заключается в изменении центра тяжести, которое возникает при переливании жидкости внутри игрушки и заставляет ее крутиться.

Мастер знает еще множество других приемов, которые использовали его предшественники. Так, в древности при конструировании механизма применялись пружины из эластичного китового уса.

Все тайны изобретения сложной механики собеседник «ВМ» раскрывать не стал. Однако напоследок продемонстрировал гордость своей коллекции — куклу-стрелка, которую умудрился собрать по старинным чертежам. По пути чемодана с невероятными игрушками в российскую столицу этот деревянный герой получил небольшие повреждения, и его создатель сильно беспокоился, будет ли все работать как следует. Но, по счастью, Ямазаки Цуеши отделался легким испугом — стрелок показал себя на «отлично». Он гарцевал на коне, в движении заправлял лук стрелами из колчана и направлял их в мишени, поражая обозначенные цели.

Сейчас сенсею 80 лет, у него три взрослые дочери и внуки. Но, говорит он с легким сожалением в голосе, дети не увлекаются древним искусством изготовления кукол. Учеников у него тоже нет, только инженеры — сотрудники его игрушечной компании. Приходится играть в куклы одному.

Впрочем, мастер не скучает: его приглашают выступать с любимыми творениями по всему миру.

История

В наше время каракури называют механические устройства для оптимизации производственной площадки, работа которых основана на законах физики и механики. При этом такие приборы просты в использовании и позволяют облегчить труд, улучшить логистику рабочих мест, повысить производительность и качество продукции. Такие разработки начали использовать в Японии в 1990-е. В 2007-м малую механизацию производства стала внедрять у себя известная всему миру компания. Ее опыт переняли и россияне. Так, в концерне «Росатом» каракури применяют на участке добычи урана, в офисе и даже в главном зале реакторного цеха атомной станции.

Читайте также: Подарки семьи Романовых покажут на выставке в музее-заповеднике «Царицыно»

amp-next-page separator