Фото: Денис Воронин/ Агентство городских новостей «Москва»

Северо-Западная хорда: уникальные тоннели, мост и отказ от кольца

Город

Строительство Северо-Западной хорды завершено. Открытие балочного моста через канал Москвы-реки стало финальным аккордом в решении транспортных проблем сразу в нескольких городских округах. «Вечерняя Москва» рассказывает, как зародилась идея сооружения хорд в столице и что из этого получилось.

Хорды предназначены для улучшения условий движения транспорта и повышения доступности районов, для создания новых удобных маршрутов движения и сокращения времени в пути. Периферийные участки хорд — это новые радиальные направления, а центральные участки формируют распределительный контур — "хордовое кольцо", которое, как в свое время Третье транспортное кольцо, призвано перехватывать и перераспределять транспортные потоки.

Однако лет 70 проекты оставались на бумаге. Предлагалось и Четвертое транспортное кольцо организовать, но позже реализацию идеи признали дорогостоящей. Уже позже было решено, что Москве нужны именно хорды.

В состав Северо-Западной вошел Алабяно-Балтийский тоннель. В свое проблемный и технически очень сложный объект. Строили его в 2006 - 2015 годах. Четыре года назад мэр Москвы Сергей Собянин перерезал красную ленточку, и давал старт движению автотранспорта по Алабяно-Балтийскому тоннелю.

— Завершено строительство сложнейшего транспортного сооружения Москвы – Алабяно-Балтийского тоннеля, - говорил Сергей Собянин во время церемонии открытия. - Решение о его строительстве было принято почти 10 лет назад, принципиально в других условиях. Уже в ходе строительства возникали многочисленные технические проблемы. Тем не менее мы достроили этот объект, а также нашли для него место в новой транспортной схеме города.

Это единственный в мире тоннель, который проходит под такими действующими транспортными артериями, и его строительство велось без остановки движения. Алабяно-Балтийский тоннель в 30 раз сократил путь с Большой Академической улицы в сторону улицы Народного Ополчения. Было принято решение эти улицы реконструировать, и по ним формировать Северо-Западную хорду.

— Фантастическая дорога, — говорил позже руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. — Сам по ней часто езжу. Раньше попадал с улицы Алабяна на Большую Академическую минимум за 30-40 минут, и то, если без пробок, а теперь через Алабяно-Балтийский тоннель пролетаю за полторы-две минуты.

Особое внимание заслуживает южный участок Северо-Западной хорды. По проекту была реконструирована целая сеть улиц. Южный участок магистрали был разделен на девять этапов. Предполагалось реконструировать участки от Ленинградского шоссе с выходом на улицу Мневники через улицу Народного Ополчения. Реконструировались улицы Крылатская, Ярцевская, Боженко, Кубинка с выходом на Можайское шоссе, Сколковское шоссе до Московской кольцевой автодороги. Следующий участок - от улицы Мосфильмовской до Аминьевского шоссе, Аминьевское шоссе до развязки с улицей Генерала Дорохова. Существенно реконструировалась улица Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАД. Дополнительными участками дороги и современными развязками в единую систему были связаны улица Рябиновая, улица Вяземская, улица Витебская. Была построена современная транспортная развязка на пересечении Аминьевского шоссе с улицей Генерала Дорохова. Именно здесь, на южном участке было построено значительное количество искусственных сооружений и пешеходных переходов.

Алабяно-Балтийский тоннель в 30 раз сократил путь с Большой Академической улицы в сторону улицы Народного Ополчения / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

При строительства Северо-Западной хорды всего было возведено 19 эстакад и четыре моста общей протяженностью свыше восьми километров, девять тоннелей, 18 подземных пешеходных переходов, 11 надземных и один пешеходный мост. Пущенные участки хорды разгрузили и параллельные магистрали, и другие улицы.

В том числе было построено три уникальных искусственных сооружения. Помимо Алабяно-Балтийского тоннеля, можно выделить тоннель винчестерного типа на пересечении улицы Народного Ополчения с улицей Берзарина и балочный мост через шлюз № 9 канала имени Москвы. Такие инженерные решения необходимо было принять для реализации проектов в плотно застроенной городской среде.

Уникальность второго тоннеля состоит в том, что встречные потоки машин на протяжении почти 100 метров движутся друг над другом. Эта особенность связана с плотной застройкой на улице Народного Ополчения, необходимо было обеспечить нормативное отступление тоннеля от жилых строений. Аналогов такому винчестерному тоннелю нет не только в Москве, но и в России. Длина тоннеля составляет 786 метров.

Вначале мост через шлюз № 9 предлагали строить вантовым. Именно ванты должны были удерживать самое длинное пролетное строение более 200 метров. Но с целью снизить стоимость проекта, была поставлена задача проектировать балочный мост. 206-метровое пролетное строение для балочного моста без дополнительных опор – это уникальное решение. Проектировщики и строители нашли выход: с двух берегов строили как бы два парящих моста, как в Зарядье, и соединили их над водной гладью канала. Береговые более массивные пролеты собирались на сплошных подмостках на берегу, и являлись противовесом для центрального руслового пролета, который собирался в навес при помощи уникальных 750-тонных кранов.

Теперь в городской повестке стоят вопросы о завершении Северо-Восточной хорды, начале строительства Юго-Восточной хорды и реализации проекта Южной рокады. Все они образуют так называемое хордовое кольцо, которое разгрузит два действующих кольца -- МКАД и ТТК.

Читайте также: Снизились задержки машин на последнем участке Северо-Западной хорды

amp-next-page separator