Изящное искусство высшей пробы. Как создаются ювелирные шедевры
20 февраля в столичных загсах в честь «красивой» даты – 20.02. 2020 – обменялись обручальными кольцами более тысячи пар молодоженов. Корреспондент «Вечерней Москвы» посетила ювелирную мастерскую и узнала, как создают драгоценные украшения.
Мастерская на Кутузовском проспекте выглядит скромно, но тут выполняют в том числе эксклюзивные заказы.
— От простого ремонта до создания корон, — загадочно улыбаясь, уточняет ее владелец Андрей Шевченко. Некоторые работы можно увидеть в шкафу-витрине. Но на пещеру с сокровищами помещение не похоже — львиную долю украшений сразу отдают клиентам.
Осматриваюсь. В небольшом помещении расположены бормашины, гальванические ванны, шлифовальное оборудование… Мощный инструментарий. Четверо мастеров пилят, сверлят… Их столы причудливой формы, с полукруглым вырезом, поддоном для сбора драгоценных опилок.
Андрей Шевченко — ювелир-эксклюзивщик — создает авторские украшения. Корона с драгоценными камнями — вещь штучная, не каждый мастер может собрать. И купить — не каждый.
— Такие дарят молодоженам, заказывают организаторы конкурсов красоты, звезды. И те, кто просто хочет быть королевой, — рассказывает ювелир.
За столом у окна пожилой мастер Владимир Постников делает подвеску. Смотрю, как он раскатывает металл в пластину, наносит текст, выпиливает лобзиком... Пятнадцатилетний подмастерье приносит ему заготовку кольца — для оценки.
— Отлично, теперь прогрей докрасна, — говорит наставник.
Чтобы корпеть над украшениями, нужно терпение. Требования к качеству у клиентов разные: у кого-то желание абстрактное — например, «что-то похожее на звездочку», а кому-то нужна заводская точность. В мастерских регламент мягче, чем на фабрике, но так же важна внимательность.
В 2009 году ювелир Андрей Шевченко проявил себя как новатор, создав сеть мастерских открытого типа: клиент может смотреть, как трудятся специалисты. В свободное время ведет блог: рассказывает о выборе украшений, уходе за ними. Сам в профессии с 13 лет — пришел вслед за братом. Династии ювелиров — частое явление. Долгие годы ремесло передавалось от отца к сыну.
— На Руси мастеров называли златокузнец, — подчеркивает Андрей престиж дела. — А со времен Петра I в ходу немецкое слово «ювелир». Объединяет оно разных специалистов. Закрепщики крепят камни на изделия. Монтировщики их собирают, цепники плетут цепочки. Кстати, не все мастера с ходу определяют камень. Это задача геммологов. Высших учебных заведений для ювелиров в России нет, только средние специальные. Доучиваются выпускники уже на практике.
По украшению профессионал может «видеть» пол, возраст, характер хозяина. За советом иногда обращаются следователи.
— Поймали вора, нашли у него в том числе кольцо с большим изумрудом. Никто не знал чье. А вещь надо вернуть, — вспоминает Андрей. — Осмотрев украшение, понял: его носила дама в возрасте. Если любит крупные камни, то наверняка покупала похожие кольца. Бренд известный, проверили бутики. Она заходила в один из них! Нашли ее, кольцо вернули.
А вот юный Глеб Воронцов плавит серебро, размешивая металл титановой палочкой, раскатывает на вальцах длинную полоску-заготовку. Сгибает, спаивает горелкой… И, о чудо, получается колечко! Еще Глеб занимается исторической реконструкцией. А чтобы соответствовать эпохе викингов, нужны исторический костюм и украшения. Где их взять? Начал творить сам.
— Я думал, все украшения просто отливают или куют, — смеется парень. — Начал вникать и понял: ювелирное искусство — это целый мир.
САМЫЕ ДОРОГИЕ УКРАШЕНИЯ
— Колье в форме изогнутой ветки с цветами с желтым бриллиантом «Несравненный», который весит 408 карат. Цена — миллиард долларов.
— Кольцо The World’s First Diamond Ring из цельного бриллианта за 70 миллионов долларов.
— Серьги из платины с бриллиантами от ювелира Гарри Уинстона ценой в восемь с половиной миллионов долларов. Весят они более 60 карат.
Читайте также: Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта