Пчеловод Андрей Кожарский поселил пчел на собственном балконе / Фото: Из личного архива

Приручил пчелиный рой: москвич организовал настоящую пасеку у себя дома

Город

Сегодня отмечают Всемирный день пчел. По этому случаю «Вечерка» пообщалась с пчеловодом Андреем Кожарским, который на своем балконе организовал самый настоящий пчелиный улей.

О необычном хобби Андрея не подозревают даже его соседи. Между тем пчеловодством он занимается восемь лет. Это была мечта его отца, который, выйдя на пенсию, хотел завести пару ульев на даче. Покупал книжки, изучал особенности пчел, но так и не успел реализовать мечту. Однако его труды пригодились сыну.

— Я с детства любил природу, увлекался насекомыми: собирал коллекции жуков, бабочек, были у меня и банки с гусеницами и кузнечиками, за которыми я наблюдал и подкармливал, — вспоминает Андрей. — Как-то мне на глаза попались папины книги по пчеловодству. Я честно пытался по ним чему-то научиться, но все казалось так сложно. Решил сделать все проще.

И сделал. Началом послужил случайно попавшийся на глаза пример по изготовлению простой конструкции колоды для пчел.

— Я смастерил ее дома на кухне, привез на дачу и установил. Мой знакомый, у которого есть небольшая пасека, поймал несколько бродячих роев и предложил мне. Другой друг помог их заселить. Так начался мой путь, — говорит Андрей.

Сегодня пчелы у Кожарского живут и на балконе.

— Купил улей и рамки, а пчел привез с дачи друг.

Мы заселили пчелиную семью на балконе шестого этажа, рядом с окном, — говорит Андрей. — Летом они приживались, собирали нектар, чтобы сделать мед на зиму. Урожай был небольшой. Но уже за следующий сезон пчелы собрали для меня 25 килограммов меда, еще столько же себе на зиму.

Необычное хобби приучило Андрея чаще делать уборку на балконе из-за постоянно открытого окна. И это единственное неудобство.

— Заглядывать в улей надо как можно реже, — отмечает специалист. — Только в самый активный сезон медосбора, а это июнь и июль. Тогда нужно один раз в полторы недели открывать улей, удалять маточники, чтобы пчелы не разроились, добавлять рамки.

Когда Андрей говорит о пчелах, кажется, что они самые воспитанные домашние питомцы. Даже соседи о них не подозревают.

— Пчелам, в отличие от ос, у соседей абсолютно нечего делать. Варенье, фрукты, колбаса, мясо — это может заинтересовать ос, но никак не пчел. Им нужны цветы, которые выделяют нектар. И их должно быть много! А не один-два фикуса на подоконнике, — уверен Кожарский. — Также у большинства соседей на окнах стоят сетки, и пчелы, даже при большом желании, все равно не могут попасть в чужую квартиру. Они абсолютно безопасны для человека и могут ужалить, только если наступишь на них или схватить рукой.

По словам Кожарского, улей на балконе окупается уже в первый сезон, если его устанавливать в мае, когда начинается активное цветение в парках и на улицах города. А московский мед, как ни странно, даже экологичнее деревенского.

— В городе пчелам не угрожают пестициды, которыми опрыскивают поля вокруг сел. Я отдавал свой мед в лабораторию, и результаты тестов прекрасны. Он состоял из 76 процентов пыльцы ивы и без признаков тяжелых металлов, — пояснил Андрей.

Сейчас на московских балконах и в столичных парках не меньше ста пасек, утверждает пчеловод. Но это, оказывается, совсем мало.

— Мы в этом деле позади планеты всей. Мировые лидеры: Франция, Германия, Япония и Англия. Там миллионы жителей держат пасеки на балконах, — отметил Кожарский. — Я предлагаю всем, кто интересуется пчелами, тоже ставить ульи на балконах, дачных участках.

Время идет! Можно долго изучать теорию, мечтать о своей пасеке, но так и не взяться за дело.

Кстати, самая известная пасека Москвы — «Царская» — расположена в Измайловском парке. В 1865 году энтузиасты и ученые создали здесь экспериментальную пасеку, которая стала центром российского пчеловодства.

Нектар с дымком и мед из-под камня

«Вечерка» сделала подборку редких сортов меда, которые не найти на прилавке магазина.

1. Каменный мед. Его способны производить только дикие пчелы, которые собирают нектар горных трав и укладывают мед в скальные трещины и под камни. Мед получается очень твердым, из-за чего и получил название. Встречается он так редко, что многие сомневаются в его существовании.

2. Табачный мед. Табачные плантации занимают огромные площади. Если подходящего медоноса поблизости не оказывается, пасечники используют табак. Мед обладает характерным вкусом и запахом, которые понравятся не всем.

Обычно его использование в пищу и в косметических целях ограничено, но производители элитных сортов табака применяют его в качестве ароматизатора.

3. Черничный мед. Эта ягода чаще всего растет на северных болотистых землях. А это совсем не подходящее место для содержания пчел. Натуральный черничный мед — большая редкость, а отличить его можно по красноватому оттенку и характерному аромату. Зато этот сорт меда лучше других способствует выведению из организма тяжелых металлов и очень полезен для глаз.

4. Лечебный мед. Высоко в Гималаях, в условиях бедной почвы и разреженного воздуха, цветут роскошные рододендроны. Там же обитают и самые крупные в мире пчелы, которые строят соты на отвесных скалах не ниже 2,5 километра. Ради добычи этого ароматного лакомства местные жители в прямом смысле рискуют жизнью, но оно того стоит — этот мед как минимум впятеро дороже любого другого. Он применяется в лечении гипертонии и сахарного диабета, обладает релаксирующим действием.

Читайте также: Пушистое гнездо краснокнижной птицы заметили в Москве

amp-next-page separator