Завотделением хирургии крови НИИ Склифосовского рассказал, как стать донором плазмы
Одним из методов лечения больных с коронавирусом является переливание плазмы крови, содержащей антитела к инфекции. Заведующий отделением клинической, производственной трансфузиологии и гравитационной хирургии крови НИИ СП имени Н. В. Склифосовского Александр Игоревич Костин рассказал «Вечерней Москве», кому можно сдать кровь, какие проверки проходит потенциальный донор и каким пациентам помогает данный метод лечения COVID-19.
— Как в Москве стать донором плазмы, которая помогает при лечении пациентов с COVID-19?
— Есть определенные требования: стать донором может человек, перенесший коронавирусную инфекцию COVID-19 в возрасте от 18 до 55 лет и весом более 50 килограммов. Также нам важно знать, как именно человек переболел. Были ли у него ярко выражены симптомы, или он перенес болезнь, не заметив этого. От этого зависит то, как будут вырабатываться антитела.
Как и для всех доноров, есть абсолютные и временные противопоказания. Стать донором можно спустя две недели после выздоровления. О своем желании нужно сообщить на горячую линию по номеру +7 (495) 870-45-16 ежедневно с 9:00 до 19:00.
— В Москве проводится исследование жителей на антитела к новой коронавирусной инфекции с помощью ИФА (ИХЛА)-тестирования. Эти данные используются для определения того, подходит ли человек для донорства плазмы?
— Да, нам это помогает быстрее находить подходящих доноров плазмы. Мы пришли к выводу, что имеет значение одновременное наличие у донора антител как IgG, так и IgМ. Сдать тест на антитела к COVID-19 могут все желающие, достигшие совершеннолетнего возраста. Анализ крови из вены на антитела к COVID-19 берут в 30 медицинских организациях Москвы.
— Нужны ли какие-то подтверждающие анализы, что плазма выздоровевшего человека подойдет для лечения других пациентов?
— Да! Для каждой дозы заготовленной плазмы определяется ее вируснейтрализующая активность. Это вирусологический метод. Эффективность нейтрализации вируса зависит от титра вируснейтрализующих антител (ВНА). Если титр ВНА высокий, то данная доза отбирается для клинического применения.
Не все вырабатывающиеся антитела при этом заболевании обладают вируснейтрализующей активностью. Если не применять критерии отбора для потенциальных доноров, то картина будет примерно следующая: через 2 недели после выздоровления у 25–30 процентов переболевших уровень вируснейтрализующих антител низкий, у 25 процентов — высокий, не более чем у 20 процентов — очень высокий. Примерно у 20 процентов переболевших вируснейтрализующие антитела вообще не определяются.
— Проверяется ли потенциальный донор на факт перенесенной инфекции?
— Потенциальный донор обращается на горячую линию, где сотрудники кол-центра проводят первичный опрос и проверяют наличие подтверждающих документов о перенесенной болезни. Далее донору предлагают слот — промежуток времени, для записи в один из пунктов сдачи плазмы. В назначенный день человек приходит на станцию переливания крови, проходит медицинский осмотр, беседует с врачом о наличии противопоказаний. Во время осмотра у него берут кровь на анализ, который покажет, какое количество антител к COVID-19, определенных методом ИХЛА, есть у потенциального донора. Спустя 2–3 дня, когда анализ на наличие антител готов, донору перезванивают и приглашают приехать еще раз в удобное время, чтобы уже пройти процедуру сдачи плазмы — плазмафереза.
— А что потом?
— Донор приезжает в одно из четырех учреждений службы крови, участвующих в проекте. Его встречают, еще раз подробно расспрашивают о состоянии, он заполняет специальную анкету. Далее ему проводят экспресс-анализ на группу крови. Перед донацией проходит традиционное чаепитие, человеку рассказывают все подробности о процедуре, отвечают на все вопросы. После этого донор проходит в процедурный кабинет, где располагается в кресле рядом со специальным аппаратом для плазмафереза, с помощью которого происходит забор плазмы.
Процедура совершенно безболезненная, весь процесс длится около часа. В это время донор может заниматься чем угодно.
После того как человек отдал свою плазму, его провожают в комнату, где он отдыхает: ему снова предлагают чай, сладкое. И только после того, как все убедились, что донор хорошо себя чувствует, его приглашают для получения полагающихся компенсаций на питание —1212 рублей и денежной выплаты в размере 5000 рублей.
— В каком объеме берут плазму?
— Обычно у донора забирают 600–650 миллилитров плазмы. Этого достаточно для переливания двум–трем пациентам.
— Как часто можно сдавать плазму? И будет ли она такой же эффективной по прошествии времени?
— Интервал между донациями должен составлять не менее 14 дней, в год — не более 20 плазмодач. Если речь идет о плазме доноров-реконвалесцентов, перенесших коронавирусную инфекцию, то здесь все зависит от наличия антител. Некоторые доноры приходят во второй, реже в третий раз, но есть случаи, когда доноры сдали плазму аж четыре раза. Но часто плазма содержит наибольшее количество антител спустя две недели после выздоровления, а потом их количество может снижаться, что делает плазму менее эффективной для лечения больных пациентов.
— Имеют ли значение группа крови и резус-фактор?
— Да, эти показатели фиксируются при сдаче плазмы и оцениваются при ее переливании реципиенту — получающему плазму. Здесь действуют такие же правила, как и для переливания всех компонентов крови. В случае с плазмой универсальной является группа крови AB (IV).
— После сдачи плазмы она проходит какую-то дополнительную проверку?
— Все доноры без исключения во время донации проходят обязательное обследование на гемотрансмиссивные инфекции: ВИЧ, гепатит и другие. Обычно после процедуры плазмафереза плазму замораживают при температуре минус 40 градусов и хранят в таком замороженном виде на протяжении 4 месяцев. Таким образом плазма подвергается карантинизации и выпускается для применения только после повторного обследования донора. В нынешних условиях у нас нет столько времени. И мы пользуемся альтернативной разрешенной методикой: в плазме патоген инактивируют сразу после завершения процедуры плазмафереза, то есть уничтожают возможно содержащиеся в ней патогенные бактерии и вирусы, потом замораживают. В таком виде она ожидает результатов исследований донора на гемотрансмиссивные инфекции и вируснейтрализующие антитела.
Зарубежные коллеги и эксперты клинического комитета по COVID-19 Москвы сошлись во мнении, что переливание донорской плазмы крови является одним из эффективных методов лечения коронавируса при отсутствии вакцины.
— В каких случаях применяется плазма с антителами к COVID-19 для лечения зараженных пациентов?
— Мы назначаем переливание в случаях, когда у пациента наблюдается выраженная недостаточность иммунного ответа на инфекцию. Это пациенты со средним и тяжелым течением болезни.
По предварительным результатам, есть повышение выживаемости у пациентов тяжелых групп при переливании плазмы. У пациентов средней тяжести переливание плазмы позволяет более чем вполовину уменьшить вероятность перехода на ИВЛ. Это означает, что пациенты с тенденцией перехода в тяжелую форму течения болезни имеют очень хороший шанс избежать этого.
— Может ли донор сам выбирать, для кого будет предназначена его плазма?
— Нет. Решение о необходимости применения плазмы с антителами к COVID-19 принимается врачом, исходя из многих показателей. Такой метод дополнительной терапии подходит не всем.
Читайте также: Темпы заражения коронавирусом за месяц в Москве сократились втрое