Кто такие больничные клоуны и чему их учат
В столице стартовал шестой набор в Школу больничной клоунады «Доктор Клоун». Корреспондент «Вечерней Москвы» узнала, чему учат желающих развлекать маленьких пациентов.
Проект «Доктор Клоун» уже больше десяти лет объединяет людей, желающих облегчить детям непростой период длительного лечения в больнице, развлекая их. В числе его основателей — актеры театра и кино Максим Матвеев и Яна Сексте.
— Каждый год к нам поступает несколько тысяч заявок на обучение. Это означает, что успешно реализуется одна из задач проекта — популяризация в стране больничной клоунады, — отмечает художественный руководитель Школы больничной клоунады Максим Матвеев. — Эта деятельность необходима, и она востребована. В последние полгода произошло немало изменений, внутренних и внешних, касающихся каждого из нас. Всех, кто ощущает потребность не только получить новые навыки и реализовать себя, но и помогать детям, очень ждем на отборе в школу.
Больничные клоуны действуют в тесном контакте с врачами. Медики дают артистам информацию о специфике заболеваний маленьких пациентов, ограничениях, связанных с ними, и упражнениях, которые рекомендованы конкретному ребенку, и те внедряют их в фокусы и игры. К каждой встрече с ребятами артисты подходят очень ответственно. Нередко после общения с клоунами дети спокойнее соглашаются на неприятные, но необходимые им процедуры, начинают есть, если раньше отказывались, выходят из подавленного состояния.
— Опыт нашей работы показывает, что самыми успешными студентами и клоунами становятся люди старше 24 лет с актерскими и творческими данными, которые умеют убеждать и быть смешными, обладают харизмой и фантазией, устойчивы к стрессу, имеют творческое образование и опыт работы с детьми, — рассказывает руководитель проекта «Доктор Клоун» Юлия Райская. — Те, кто пройдет отбор, будут изучать клоунаду, в том числе больничную со всеми ее нюансами, актерское мастерство, работу с куклой, психологию, сценическое движение, искусство иллюзиониста.
Длится обучение порядка трех с половиной месяцев. Записаться на курсы можно, оставив анкету на сайте проекта. Авторы проекта отмечают: в Москве больничная клоунада прошла долгий путь от неприятия, сомнений со стороны руководства медучреждений до открытых дверей всех детских больниц.
— Первым учреждением, с которым мы начали сотрудничество, стала Российская детская клиническая больница. Это было десять лет назад, — уточняет Юлия. — И по сей день мы работаем в самых сложных ее отделениях.
Руководитель проекта отмечает: хотелось бы работать во всех медучреждениях, но ресурс ограничен. Поэтому каждый набор школы важен — это новые специалисты, единомышленники.
— Доктор-клоун видит в маленьком пациенте в первую очередь просто ребенка. И становится ему другом, который всегда готов предложить радостную игру, — говорит Юлия Райская. — Вместе с бесценным детским доверием для нас очень важны отклики врачей и родителей. Всегда радостно слышать о том, что физическое состояние и просто настроение малыша стало лучше после визита докторов-клоунов. Когда нас ждут, просят прийти снова, это наполняет нас силами. Стараемся стать лучше в этой профессии, чтобы помогать малышам. Именно для этого мы приходим в больницы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Симаков, директор сети коворкинг-центров НКО:
— Работа с детьми в медицинских учреждениях чаще всего подразумевает лечение только физического состояния, тогда как социальная и психологическая помощь незаслуженно остается невостребованной в процессе реабилитации юных пациентов. Благотворительные программы, такие как «Больничные клоуны», — крайне важное направление помощи детям во время длительного лечения в больницах.
Читайте также: Худрук Московского театра поэтов Владислав Маленко: Клоун — высшее звание актера