Выпускник МАИ Даниил Королев / Фото: Из личного архива Даниила Королева

Выпускник МАИ создал лазер, который может улучшить авиадвигатель

Город

Выпускник Московского авиационного института Даниил Королев предложил идею, которая может улучшить прочность деталей авиационного двигателя. Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснила, в чем уникальность проекта.

Даниил окончил МАИ в этом году с красным дипломом. Он учился на кафедре «Электроракетные двигатели, энергетические и энергофизические установки». Проект стал дипломной работой, а еще получил финансирование и поддержку по программе «Умник» Фонда содействия инновациям.

Цель проекта, по словам молодого человека, — повысить прочность детали авиадвигателя или самолета, испытывающей высокие нагрузки во время эксплуатации. Металл накапливает повреждения, образуются трещины, итог — растут риски при перелетах, траты на ремонт.

— Детали самолета можно подвергать на этапе изготовления упрочнению лазером, чтобы улучшить их параметры, — считает Даниил. — Вначале на металлическую поверхность наносим покрытие, поглощающее излучение. Потом производим серию коротких выстрелов из лазера, одновременно подавая воду. В результате образуется плазма высокого давления, которая упрочняет материал. Деталь может выдержать больше циклов эксплуатации, уменьшается риск образования коррозии и микротрещин.

Работу над проектом студент вел в лаборатории Института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ под руководством опытных наставников — доцента кафедры «Технология производства двигателей летательных аппаратов» Максима Ляховецкого и профессора Леонида Лесневского.

Именно он предложил талантливому студенту тему для дипломной работы. Кроме того, Даниилу помогал студент Глеб Кожевников. Вместе они составляли чертежи, занимались моделированием и разработкой модели взаимодействия детали с лазерным излучением.

Пока в авиастроении для упрочнения деталей используют дробеструйную обработку: шарики диаметром не более миллиметра на очень высокой скорости выпускаются на поверхность изделия. Ожидается, что эффективность обработки лазером будет намного выше. Подобная технология применяется в Америке, но не в России.

У Даниила впереди четыре года аспирантуры — он планирует дальше развивать проект, подать заявку на патент. Интерес к идее уже выразило Опытно-конструкторское бюро имени Люльки. Кроме авиации, технология может применяться во многих отраслях, включая судостроение, двигателестроение, космическую отрасль, медицину.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Ионов, заместитель директора по науке института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ:

— В мире подобные технологии, связанные с лазерами большой мощности, есть — в России пока нет, и поставить их из-за рубежа нет возможности. Более того, нюансы производства заграничные компании не афишируют. Задача проекта, которым занимается Даниил, — разработать установку, технологию на основе российских компонентов. Мы помогли сформулировать идею, но развивал он ее сам, вовлекая младшекурсников. В МАИ сильна преемственность.

Читайте также: Легкий транспортник сядет на любой аэродром

amp-next-page separator