Тайны и клады древних Кадашей
Завершена большая работа по реставрации артефактов Кадашевской слободы. Археолог «Столичного археологического бюро» Сергей Малых рассказал, как шла работа над восстановлением истории этого уникального места в Москве. Археолог считает работу в Кадашах одной из самых больших удач для себя как для специалиста с 20-летним стажем.
Пять лет заняло распутывание клубка историй Кадашей — слободы, упоминаемой с XVI века. Здесь жили мастера, изготавливавшие бочки-кади и деревянную утварь. В XVII веке тут разворачивается ткацкое производство, слобода становится одной из самых богатых в городе. На ее территории начинают появляться владения московской знати.
— Более 20 тысяч фрагментов керамической посуды было обнаружено во время раскопок в этой части Москвы, — рассказал Сергей Малых. — За два года работы воссоздано несколько десятков сосудов. Среди них белоглиняные горшки, кувшины и корчага для хранения зерна, покрытые прозрачной зеленой глазурью миски и кружки, а также чернолощеный кувшин.
Найденных фрагментов было много — тысячи осколков предстояло очистить от земли, рассортировать, подобрать элементы друг к другу. Нужно было понять, как разбился тот или иной сосуд: его бросили, растоптали или он нечаянно выпал из чьих-то рук и попал в яму. От этого зависит склеивание посуды.
Исследования в Кадашах стали настоящей удачей для археологов. Сохранились письменные свидетельства различных эпох, связанные с ними, что стало хорошим подспорьем в изучении местности.
— Ряд московских пожаров, особенно 1812 года, уничтожил архивы, но в Кадашах они остались, — пояснил Сергей Малых. — Тем не менее нам предстояло серьезно поработать здесь. Составить из полученных артефактов достоверную картину происходившего в этой части города — наша задача.
Детективы истории — как иногда называют археологов — нашли границы усадеб XVI–XVII веков. Обнаружили и печки, в одной из которых чудом сохранился набор фарфоровой посуды.
— Из-за пожаров состояние многих предметов оставляло желать лучшего, но фарфор неплохо сохранился, — отметил он.
Находили стеклянные сосуды и сосуды с металлическим декором, накрытые чугунками. А особой удачей стало обнаружение клада — свыше тысячи медных монет, завернутых в тряпицу.
— Москва богата на клады, уверен, что найдем еще, — сказал археолог.
Богатую утварь и сбережения прятали от французов. А после пожаров они оказались погребены под пеплом. Достать свое добро, возвратившись в Москву после оставления ее французами, получилось не у всех. Вот и лежали сокровища до 2015 года, пока не были обнаружены археологами.
Читайте также: Выставка о заселении столицы откроется в Музее археологии Москвы