Как вернуть деньги, потраченные через систему быстрых платежей
С 30 июня российские банки обяжут в спорных ситуациях возвращать клиентам средства, которые те потратили через систему быстрых платежей (СБП). Однако это будет возможно только в некоторых случаях. «Вечерняя Москва» разбиралась, как именно будет работать новый механизм.
Когда возможен возврат средств
Как отметили в Национальной системе платежных карт (НСПК), количество совершаемых через СБП операций неуклонно растет. Так, только за первый квартал 2023 года объем операций через эту систему составил 5,38 триллиона рублей. Увеличивается и число спорных ситуаций, поэтому для их разрешения необходимо создать четкий регламент.
При этом, отметили в НСПК, возможность разрешения споров в СБП была предусмотрена еще в 2021 году. Однако в данный момент такая опция в системе «Диспут+» предусмотрена исключительно на добровольной основе. С 30 июня она станет обязательной для всех банковских организаций.
Вернуть средства будет возможно в нескольких случаях. Например:
- деньги украдены мошенниками;
- средства не дошли до получателя;
- человек приобрел некачественный товар;
- товар не был получен либо заказ был отменен.
Оспорить операцию будет возможно путем обращения в свой банк, который откроет спор на платформе НСПК. Затем спор будет рассматриваться банком получателя. Если итоговое решение окажется положительным, то деньги автоматически вернут отправителю.
Как это будет работать
Независимый эксперт рынка ретейла Александр Анфиногенов в беседе с «Вечерней Москвой» отметил, что СБП действительно стала крайне востребованной системой оплаты.
— Онлайн-ретейл уже очень позитивно относится к СБП, офлайн — подтягивается. Эта система довольно удобна и для ретейла, и для покупателей. Все на нее активно переходят. СБП облегчает финансовую коммуникацию и при этом не докучает дополнительными усилиями. Это как горячая вода в кране или лампочка на кухне: внимания для себя не требует, но если этого не будет, то получится неприятно, — объяснил собеседник «ВМ».
По мнению специалиста, новые изменения в регламенте системы быстрых платежей не приведут к росту мошенничества. Например, граждане не смогут потребовать вернуть деньги за купленный товар просто так.
— Нужно же каким-то образом обосновать, что товар некачественный. Он должен пройти экспертизу. Подтверждение низкого качества или какая-то другая проблема должны быть задокументированы специалистами, — заключил Анфиногенов.