Фото: Андрей Любимов / АГН Москва

Народная артистка Татьяна Доронина отмечает юбилей

Общество

12 сентября поздравления с 90-летием принимает народная артистка СССР Татьяна Доронина. Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с ее коллегами о том, каково было работать с великой актрисой.

Татьяна Доронина — легенда русского театра и кино. Советские женщины делали прически и макияж, как у ее героинь, подражали ее манере речи, чувственной, с легким придыханием. Ее дебют на экране состоялся в 1955 году, в картине «Первый эшелон» Михаила Колотозова об освоении целины, где она сыграла юную Зою — эпизодическую, но запоминающуюся роль.

Всенародная любовь пришла к актрисе через 11 лет, после фильма «Старшая сестра», где она сыграла главную героиню. Тогда ее знаменитый монолог — «Любите ли вы театр, как люблю его я» — разошелся на крылатые фразы и афоризмы. Фильм настолько понравился зрителям, что Татьяна Доронина стала одним из главных лиц советского кинематографа. Дальше были картины «Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь», «Валентин и Валентина», «Мачеха», а в 1981 году Татьяна Доронина снялась в фильме «Капель». Тогда уже признанная актриса, привыкшая отдавать работе все свои силы, была очень требовательна и на съемочной площадке, не допуская «халтурного» отношения партнеров.

— Режиссер Андрей Бенкендорф сразу предупредил меня, что готовиться нужно серьезно — Татьяна Васильевна уже отвергла нескольких партнеров до меня, — поделился воспоминаниями Игорь Черницкий, сыгравший в фильме лейтенанта из детской комнаты милиции. — Я тогда был молодым артистом и, конечно, волновался перед встречей с ней, но, когда мы начали работать, переживания моментально ушли — она вела себя на репетиции со мной на равных, и мы вместе придумывали нашу сцену.

Задача перед молодым артистом стояла непростая — он должен был отчитывать героиню Татьяны Дорониной, мать хулигана, учить ее воспитывать сына.

— Но Татьяна Васильевна помогала мне, и мы вместе придумали интересный ход — во время разговора она гладила мою фуражку, которую я перекладывал с места на место, — рассказал Черницкий. — Изза этого жеста сцена получилась очень смешной.

По словам актера, отсутствие наносной звездности и умение работать с молодежью, забыв про собственный авторитет и статус, — отличительная черта артистов старой школы, которая была присуща и Дорониной. А ее требовательность в итоге и стала тем качеством, которое позволило ей преодолеть творческий конфликт с Олегом Ефремовым и возглавить после раскола труппы МХАТ имени Горького в 1987 году. До 2018 года Татьяна Васильевна была его художественным руководителем и директором, а с тех пор и по настоящее время занимает пост президента театра. Нынешний худрук Владимир Кехман с большим уважением относится к ее заслугам и многолетнему руководству и возвращает в театр доронинские традиции. Так в репертуаре в прошлом сезоне появился спектакль «Жди меня» по повести Валентина Распутина.

Татьяна Васильевна дружила с писателем, а одной из первых постановок во вновь открывшемся МХАТе имени Горького стала инсценировка его повести «Прощание с Матерой».

Весь сентябрь в театре идет выставка «Королева, Виват!», посвященная юбилею актрисы, посетить ее можно бесплатно.

ДОСЬЕ

Народная артистка СССР Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Играла на сцене БДТ имени Товстоногова, Театра имени Маяковского, в театре «Сфера» и Театре имени Ермоловой. С 1987 по 2018 год возглавляла МХАТ имени Горького. Ее вклад в развитие театра высоко оценен — в 2019 году актриса получила орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

amp-next-page separator