«Рано или поздно договоримся с Украиной»: главное из интервью Карлсона с Путиным
Всего за два часа самое долгожданное интервью американского журналиста Такера Карлсона с Владимиром Путиным набрало в Сети миллионы просмотров. Разговор был длинным и довольно откровенным. Самые яркие заявления российского лидера — в материале «Вечерней Москвы».
Без ток-шоу
Карлсон начал интервью с хлесткого вопроса, чтобы беседа сразу стала динамичной.
— 24 февраля 2022 года вы обратились к своей стране. Вы сказали, что начали спецоперацию, потому что пришли к выводу, что с помощью НАТО Америка может внезапно напасть на Россию. Для американцев эти слова похожи на паранойю. Почему вы считаете, что США могли нанести неожиданный удар? — спросил он.
Однако российский лидер опроверг это заявление: «Я так не говорил». И начал сам задавать вопросы журналисту.
— У нас с вами ток-шоу или серьезный разговор? — сказал Путин, намекая на популярную программу, которую Карлсон ведет в соцсети X.
Журналист ответил, что настроен говорить исключительно серьезно.
Экскурс в историю
Глава России обстоятельно привел для западной аудитории весь контекст, кратко пересказав историю Киевской Руси, взаимоотношений Московского царства с соседями, событий XVII века, когда Левобережная Украина воссоединилась с РФ.
— Это документы из архива, копии. Здесь письма Богдана Хмельницкого, тогда человека, который контролировал власть в этой части русских земель, которые мы теперь называем Украиной. Я вам их оставлю на добрую память, — сказал Путин и отдал Карлсону папку.
Он рассказал о последующих событиях, вплоть до конца XX века. Также президент РФ затронул тему сближения с Западом после распада Советского Союза. В том числе он подробно описал, как общался с президентом США Биллом Клинтоном о присоединении России к Североатлантическому альянсу.
— На встрече в Кремле с Клинтоном — вот здесь рядышком, в соседнем помещении — я ему задал вопрос: «Слушай, Билл, а как ты думаешь, если бы Россия поставила вопрос о вступлении в НАТО, это возможно?» Он сказал: «Ты знаешь, это интересно, я думаю, что да». А вечером, когда мы с ним встретились на ужине, он говорит: «Я разговаривал со своими, со своей командой — нет, сейчас это невозможно», — сообщил глава РФ.
Путин приоткрыл завесу еще одних переговоров. Несмотря на уверения в дружбе, Америка поддерживала террористов, которые действовали на Кавказе.
— Я как-то со своим коллегой, тоже президентом Соединенных Штатов, поднял этот вопрос. Он сказал: «Не может быть, у тебя есть доказательства?» Я говорю: «Да». Я дал ему их. Он посмотрел и знаете, что сказал? Я прошу прощения, но я процитирую: «Я им надеру жопу». Мы ждали-ждали ответа — его не было, — рассказал он.
Еще одним важным моментом в отношениях со Штатами российский лидер назвал историю вокруг создания Америкой системы ПРО в Восточной Европе. Тогда Москва расценила столь одностороннее решение угрозой безопасности РФ. И поэтому предложила США создать совместный противоракетный «зонтик».
— Я сказал: только представьте, если мы вместе будем решать такую глобальную стратегическую задачу в области безопасности, то мир изменится. Потом сюда, в этот кабинет, где мы сейчас с вами говорим, приехал министр обороны Роберт Гейтс, бывший директор ЦРУ, и госсекретарь Кондолиза Райс. Они сказали мне: «Да, мы подумали, мы согласны». Но в конечном итоге нас послали подальше, — поделился Путин.
Украина и спецоперация
Президент России подробно рассказал о событиях на Украине последних 20 лет: майдан 2004 года, период Виктора Ющенко, саммит в Бухаресте в 2008 году, где Украину и Грузию позвали в НАТО, приход к власти Виктора Януковича, госпереворот в 2014 году. Во время тех событий, заявил он, Штаты просили РФ «успокоить» президента Украины, пообещав в ответ усмирить оппозицию.
— Янукович не применил, как просили нас американцы, ни вооруженных сил, ни полиции. А вооруженная оппозиция в Киеве провела государственный переворот. Как это понимать? Вы кто такие вообще? — хотелось мне спросить тогдашнее американское руководство, — высказался Путин.
Потом были Минские соглашения, тут он поделился еще одним откровением.
— Я не знал, как мы это сделаем, но я был готов исполнять. Я искренне считал, что если все-таки удастся уговорить тех людей, которые в Донбассе живут, — их надо было еще уговорить возвратиться в рамки украинской государственности, — то постепенно раны заживут. Но никто этого не хотел, все хотели только с помощью военной силы решить вопрос. Но этого мы не могли позволить, — заявил глава государства.
В результате Москва была вынуждена защищать своих людей.
Карлсон спросил, достигнуты ли цели спецоперации, Путин в свою очередь ответил отрицательно. Так, по его словам, не состоялась денацификация. При этом, подчеркнул президент РФ, всего можно достичь путем переговоров. Однако глава Украины Владимир Зеленский запретил их проводить.
Ситуация в мире
Также во время интервью был поднят вопрос о взрыве газопроводов «Северный поток». Карлсон предложил российскому президенту раскрыть имеющиеся у Москвы данные о причастных к этому и отметил, что он «победил в пропагандистской войне».
— В войне пропаганды очень трудно победить США, так как они контролируют все мировые СМИ и очень многие европейские. Конечным бенефициаром крупнейших СМИ в Европе являются американские фонды. Поэтому втягиваться в эту работу можно, но это себе дороже. Мы можем просто засветить свои источники информации, а результата не добьемся, — сказал Путин.
Он рассказал о многополярном мире. По его словам, все меняется — в том числе и позиция Америки на мировой арене. Но не все из западной элиты хотят это признавать.
В связи с переустройством мира вспомнили про инновации. Путин упомянул бизнесмена Илона Маска, чья компания внедрила чип в мозг человека. Он уверен, что миллиардера остановить невозможно, но «с ним следует как-то договариваться», данный процесс «нужно канонизировать, подчинить каким-то правилам».
Отдельно обсудили КНР: российский лидер опроверг миф о том, что РФ станет ее сателлитом. По его словам, у стран соседские отношения и их внешнеполитическая философия неагрессивна.
Все равно договорятся
Закончили интервью на главной теме — конфликт на Украине.
— Понимаю, можно сказать, что наша ошибка, что мы интенсифицировали действия и с помощью оружия решили прекратить этот конфликт, начатый в 2014 году в Донбассе. Но вернемся в 1991 год, когда нам обещали НАТО не расширять, вернемся в 2008 год, когда ворота в этот блок открыли, вернемся к Декларации о независимости Украины, где она провозгласила себя нейтральным государством. Вернемся к тому, что базы НАТО и базы США стали появляться на Украине и создавать нам угрозы. Бессмысленно, правда? Можно этот шар катать туда и обратно бесконечно. Но они же прекратили переговоры. Ошибка? Да. Исправьте ее. Мы готовы, — заявил Путин.
Он подчеркнул, что рано или поздно договориться с Украиной удастся. По его словам, нужно много времени, но это произойдет.