Кто такой «крабовый король» Олег Кан и откуда у него миллиардные долги
По сведениям базы судебных приставов, рыбопромышленник с Дальнего Востока Олег Кан оставил долги на 336 миллиардов рублей. Сам предприниматель, как утверждают его адвокаты, скончался в Великобритании. Официального подтверждения смерти Кана, которого еще называют «крабовым королем», нет. Чем известен рыбопромышленник и каким образом он накопил долги на сотни миллиардов рублей, выясняла «Вечерняя Москва».
Олег Кан — известный сахалинский рыбный промышленник, создатель нескольких крупных рыбодобывающих предприятий. В 2014–2015 годах на фоне резкого роста курса доллара поставки этой продукции за границу стали приносить сверхприбыль.
Кан заочно проходит по двум уголовным делам. В апреле коллегия судей признала его виновным в организации убийства предпринимателя Валерия Пхиденко, которое произошло в 2010 году. «Крабового короля» приговорили к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Кроме того, с Кана взыскали компенсацию морального вреда в пользу пяти потерпевших — по три миллиона рублей каждому.
Во втором уголовном деле рыбопромышленник проходит обвиняемым в деле о создании преступного сообщества, контрабанде стратегически важных ресурсов, а также уклонении от уплаты таможенных платежей и налогов. В январе Генпрокуратура подала два иска к крупнейшим добытчикам краба на Дальнем Востоке, в числе которых был и Кан. Сумма исков составляла 376 миллиардов рублей. Арбитражный суд Приморского края постановил взыскать с обвиняемых 358,7 миллиарда рублей. Также их активы перешли в собственность государства.
В марте юристы сообщили о смерти Кана и попросили в связи с этим закрыть в отношении него дело, заведенное в рамках иска Генпрокуратуры. Однако представители ведомства усомнились в том, что бизнесмен в самом деле ушел из жизни. При этом сторона защиты «крабового короля» не стала комментировать информацию о его смерти, но выразила надежду на оправдание подзащитного в суде.
Представитель Генпрокуратуры РФ отметил, что в органах записи актов гражданского состояния Сахалинской области и Санкт-Петербурга не регистрировалась смерть Кана Олега Кымхаковича. Его родственники не обращались в соответствующие органы, хотя обязаны были это сделать по законодательству, если Кан действительно скончался. Поэтому ведомство полагает, что Кан инсценировал свою смерть, а на самом деле он жив и скрывается от правосудия.
Криминалист, адвокат и бывший следователь по особо важным делам Николай Семенов в беседе с «ВМ» не исключил, что с «крабовым королем» все в порядке.
— Кан — человек специфический. Я сам с Дальнего Востока и знаю все эти рыбные-крабовые расклады. Не могу исключить, что он инсценировал свою смерть, — заявил криминалист.
В гражданском праве есть такой процесс, как признание человека умершим. Для этого нужно предоставить достаточные доказательства того, что он действительно скончался.
— Иначе умершим его не признают. Тогда не будет и последствий, связанных с тем, что он якобы умер. Их никто не будет применять: ни государство, ни налоговые органы, ни следствие, ни суд, — резюмировал Семенов.