Если вы поддались на уговоры мошенников, то хвататься за голову поздно, ваши личные данные будут использованы для кражи ваших же средств. Поэтому не верьте таким звонкам / Фото: Shutterstock

Шлют «письма из прошлого»: зачем мошенники представляются сотрудниками Госархива

Общество

Жулики начали представляться сотрудниками Государственного архива для получения от москвичей доступа к цифровым сервисам и их данным. Подробнее о новой схеме обмана — в материале «Вечерней Москвы».

О новой уловке сообщила пресс-служба одного из крупных банков. Схема обмана такова: преступники звонят горожанам на мобильный телефон или городской телефон и представляются сотрудниками Госархива. Они говорят, что хотят передать им невостребованные письма, при этом указывая, что все данные об отправителях оказались утеряны. Они предлагают получить письма в любом отделении МФЦ или «Почты России» и выбрать для этого дату и время для онлайн-записи.

— Затем на мобильный телефон жертвы приходит СМС с цифровым кодом: злоумышленники просят назвать его и торопят собеседника, — рассказывает руководитель департамента цифрового бизнеса банка Никита Чугунов. — Используя эти данные, аферисты могут получить доступ к цифровым сервисам, включая «Госуслуги» и онлайн-банк, вывести деньги или оформить кредиты. Как объяснили в кредитной организации, преступники усыпляют бдительность пользователя, используя название государственной структуры, не имеющей отношения к деньгам. Там рекомендуют установить определитель номера, помечающий мошенников и спам во время входящего вызова.

— Особенно это полезно для людей, которые мало знают о цифровой безопасности, — заявил Никита Чугунов.

Кроме того, в банке напомнили, что преступники могут представляться друзьями, коллегами и близкими, а также звонить от имени ведомств, силовых структур и социальных организаций.

— Если вам звонит кто-то неизвестный и предлагает что-то быстро сделать, то это практически всегда мошенник, — пояснила психолог Ольга Ерохина. — Схема мошенников практически всегда одна. Действие первое: вызвать у человека эмоции. Положительные или отрицательные — не важно. Главное, чтобы жертва была взволнованна, потому что в таком состоянии люди легче совершают ошибки. Вам «письмо из прошлого» — это волнительно, особенно для людей в возрасте. Действие второе: ограничить жертву во времени, чтобы не дать опомниться. Действие третье: заставить сделать что-нибудь полезное для мошенника. Если человек волнуется, да еще и времени мало, он с большой долей вероятности совершит ошибку.

Вывод, как пояснила эксперт, прост: что бы ни говорили незнакомые люди, не верьте. Сразу прекращайте разговор, и, будьте уверены, второй раз вам «из Госархива», «полиции», «прокуратуры» эти же люди не перезвонят.

— Мошеннику проще найти новую жертву, чем пытаться в чем-то переубедить старую, — пояснила Ольга Ерохина.

amp-next-page separator