«МОСКВИЧ» – ЭТО МЕЧТА!

Общество

«Когда хочу я удивить подруг, я открываю бабушкин сундук. И вынимаю платья все подряд, и одеваюсь, как на маскарад». Так пела лет эдак 20 назад одна девичья поп-группа, которую сегодня, наверное, назвали бы герлбэндом. К старине нас действительно тянет. Да что уж говорить о платьях, если сегодня веяния полу- и даже вековой давности привлекают модельеров, архитекторов и даже автодизайнеров! Можно вспомнить появившийся в конце 90-х Крайслер ПиТи Круйзер – забавный автомобиль, повторивший – естественно, частично – формы своего довоенного предшественника.И не случайно тысячи москвичей пришли в минувшее воскресенье в Лужники именно для того, чтобы посмотреть на этих самых предшественников.Тусклый от времени черный лак, благородная ржавчина, продранные до конского волоса дерматиновые сиденья. Знакомьтесь: это «Холсман».Фирма, имевшая небезуспешный старт на заре прошлого века, но исчезнувшая со сцены еще до того, как мистер Форд решил штамповать миллионами свои «жестянки Лиззи». Нечто похожее на безлошадную карету было построено в промежуток между 1902 и 1909 годами, но до сих пор, по утверждению владельца Вячеслава Лена, находится на ходу. 12-сильный двигатель порой разгонял тележку аж до 50 километров час! А если под горку, то, наверное, и больше.Не думаю, что широкая публика смогла бы увидеть это, без всякого сомнения, чудо техники столетней давности, если бы не III Московский фестиваль старинных автомобилей «Ретро-стиль». Честное слово, редко получаешь такое удовольствие! Разве что на проходящих время от времени в Сокольниках выставках автореставраторов. Кстати, часть конкурсантов фестиваля мне уже были знакомы именно по сокольническим выставкам. Например, «Адлер Триумпф» 1935. Да-да, именно «Триумпф», а не «триумф». «Триумпф» – это козырной туз, который, по расчету владельцев фирмы, должен был помочь ей в бизнесе. Но увы: «Адлер», начавший дело с выпуска пишущих машинок, не пережил военного кризиса…Нет больше и знаменитой «Акулы» – сверхаэродинамичной «Татры». Уж не знаю, каким ветром занесло сюда это трехглазое чудо. Нечто подобное, причем в двух экземплярах, лет 15 стояло у одного из соседних с моим домов. Но потом исчезло. А ведь какой клад! Cтоявший рядом «Додж Три Четверти» – так ласково прозвали американскую малотоннажку «Пауэр Вагон» фронтовые шоферы – вызывал у посетителей, особенного школьного и дошкольного возраста, так просто щенячий восторг! Хотя это, конечно, не «Студебеккер» – грузоподъемность всего 750 кг, три четверти тонны. Откуда, собственно, и прозвище.Чуть поодаль – пожарная машина. Такое впечатление, что покрашена она грубо и наспех обычной грунтовкой кирпичного цвета. Зрители проходили мимо, почти не останавливаясь.А зря, между прочим! Ведь перед ними был первый послевоенный автомобиль первенца советского грузового автомобилестроения – «ЗИС-150 АЦ-30». Из обозначения понятно, что брандспойт этой цистерны выдает 30 литров в минуту. Но это не главное: машина рассчитывалась на использование в условиях лютых русских морозов, а потому насос был спрятан в глубь кузова и обогревался! Вот вам и неказистый внешний вид.На другой стороне аллеи стоял еще один советский первенец – «ГАЗ-А». Это, собственно, то же самое, что и «Форд-А». Ну, продал Генри Форд нам свой завод вместе с не самой современной моделью! Кстати, американо-советская преемственность заметна кое-где. Вот, например, стоят метрах в 20 друг от друга американский «Бьюик» и два советских автомобиля – «ЗИМ» («ГАЗ-12») и «ЗИС-110». Как говорится, найдите десять отличий.А рядом – два «ГАЗ-20», сиречь «Победа». Автомобиль, который выпустили после войны. Первый отечественный автомобиль с несущим кузовом, огрехи которого приходилось вручную лудить оловом. Может, потому-то они и не стареют? Живучая, неубиваемая машина, предшественница вечной «Волги».Вообще вечных машин на фестивале было очень много. Все они накануне продефилировали по столице, причем одну из них, кабриолет «ГАЗ-13», вел лично Юрий Лужков.Родстеры «Мерседес», английский «Триумф» и английский же «Остин-Хели», «Ягуар» и «Лянча»…Приземистые и стремительные, они пришли из мира горных серпантинов, извилистых дорог Суссекса и первоклассных европейских автобанов. И как вершина – «Роллс-Ройс»… Было бы, наверное, неправильно уйти с фестиваля, не отдав дань экспозиции «Мосгортранса». Три автобуса, три этапа советской истории.«ЗИС-154», сошедший с конвейера в 1947 году, лет двадцать, если не дольше, исправно вмещал в свой тесный кузовок десятки пассажиров. А его «сменщика» – «ЗИЛ-158» – даже я застал, благо что машину начали снимать с маршрутов только в конце 70-х, перед Олимпиадой. А если учесть, что модель была разработана в 1957 году… Неплохая, в общем, трудовая биография! И сам автобус какой-то «теплый». Внутрь заходили и рассаживались по узким сиденьям люди в возрастной категории «за 30», и тут же лица их расплывались в какой-то безмятежной улыбке. Ну а третий автобус, «ЛАЗ», кое-где можно встретить и до сих пор.У входа я наткнулся на своего приятеля: его вместе с 30-летним «Флитвуд Брукхэмом» на фестиваль не допустили: мол, молоды еще оба. Алексей, владелец машины, не унывал: зрителей вокруг его заряженного под «стритрейсинг» «Кадиллака» было немало.– Интересно, сколько такая в Штатах стоит? – спросил у своего приятеля какой-то мужчина средних лет.– Пятьсот баксов. На свалке, – бросил вслед Алексей. – А чтобы бегала, как моя, надо еще руки приложить. И денег «тонн» двадцать.

amp-next-page separator