ЕГЭЙСКИЙ КУРЬЕЗ

Общество

Наконец сдалась, разрешив пяти округам провести эксперимент. Правда, с маленьким, но важным ультиматумом: ЕГЭ московские школьники, в отличие от коллег из регионов, сдавали по желанию.Злые языки эту оговорку – «по желанию» – почему-то связали с подозрением, будто экзамен вскроет реальное, отнюдь не идеальное качество хваленого московского образования.Но их доводы в пух и прах разбили сами егэшники. По некоторым данным, московские выпускники отстрелялись вдвое лучше, нежели их коллеги с периферии. У столицы в два раза больше «пятерок» по русскому языку, превзошли наши школьники и общероссийские ЕГЭ-результаты по химии и биологии (26 и 20 процентов столичных «пятерок» против 10,3 и 9,6 региональных соответственно). И «двоек» схлопотали в два раза меньше – всего 4 процента.Практически все егэшники старательно метили в вузы. Посему среди столичных школяров много тех, кто успел решить даже часть «С» – задания повышенной трудности, где требуются творческий подход и глубокие знания. По биологии – 88 процентов ребят, по русскому – все 90. О чем корреспонденту «ВМ» радостно поведали в Федеральном институте педагогических измерений.И все же хлопать в ладоши и в воздух чепчики бросать рановато. Взять, к примеру, грамотность школьников.Хоть в русском языке столичные выпускники и впереди всей страны, общий уровень оставляет желать лучшего, посетовали экзаменаторы.– Телевизор вытеснил чтение. Глаза не работают, нет зрительного запоминания написания слов, – говорит Валентина Капинос, руководитель группы разработчиков заданий по русскому языку.Отчасти по недоверию к новшеству, отчасти потому, что не все вузы Москвы принимают результаты ЕГЭ (тест по биологии, например, в столице проходить нет надобности: ни медицинские вузы, ни биофак МГУ его не признают), больше двух третей москвичей ЕГЭ сдавать отказались. По собственному почину на единое тестирование рискнула только 21 тысяча из 80 тысяч столичных выпускников.В основном это те, кто поступал в вуз на специальности, которые засчитывают ЕГЭ.Правда, были и другие мотивы.[b]Алена Рознова,школа № 760:[/b]На биологии некоторые поставили наугад «крестики» и через десять минут выскочили из аудитории. Им этот предмет нигде не пригодится. Заморачиваться на лишнем экзамене не хочется, но сдать что-то надо: выбирают тесты, потому как знают, что независимо от результатов в школе им все равно поставят «тройку», а больше и не надо. На «тройку» при известном везении можно ответить и методом тыка.Предмет для тестирования школьники выбирали сами. В Москве сдавали только пять предметов: химию, биологию, математику, физику, русский язык. В России – значительно больше, в том числе историю, иностранный язык и обществознание.Притом что ЕГЭ-сертификаты принимали многие гуманитарные вузы столицы. Выглядело так, будто столичный Единый экзамен нужен иногородним, а вовсе не москвичам.Глава Федеральной службы по надзору за качеством образования Виктор Болотов подобную «дискриминацию» объяснил тем, что столичные руководители образования не хотели «распылять усилия на все понемногу» и делали ставку на естественные науки: именно на некоторые технические специальности инженерные вузы традиционно недобирают студентов. Так что ограничение на руку прежде всего непопулярным учебным заведениям.Не просто же так 87 из 109 московских институтов и университетов всетаки согласились участвовать в эксперименте, предоставив 50, а кое-где и все 100 процентов специальностей под Единый госэкзамен. В то время как престижные храмы науки, вроде МФТИ, ответили тесту «нет», а ректор МГУ Виктор Садовничий и вовсе назвал ЕГЭ «кузницей посредственностей».Неясным для егэшников остался и пересчет баллов «единого экзамена» по вузовской шкале. Ведь по правилам, если они не поступят в вуз по итогам ЕГЭ, сдавать традиционный экзамен на ту же специальность уже никто не разрешит. В этих случаях школяров опять «кинули»: теперь помимо дополнительного шанса выпускник потерял и те, что были. Если еще в прошлом году экзамены в вузах проходили в разное время и абитуриент успевал попытать счастье сразу в нескольких из них, то нынче один неудачно сданный ЕГЭ перекрыл все пути и выходы на специальности, отданные под тест.Пролететь с сертификатами, кстати, оказалось проще простого. Как известно, вузы вправе самостоятельно конвертировать баллы в оценки. По министерским меркам, 30 баллов равняются «тройке», 50 – «четверке», 75 – «пятерке». Но подними какой-нибудь престижный вуз границу «пятерки» до 95–99 баллов – все усилия отличника пойдут прахом: либо быстренько перекидывай сертификат в институт попроще, либо заново сдавай ЕГЭ в следующем году (результаты тестирования действительны только до 31 декабря этого года).Как ни крути, а традиционный экзамен стоил москвичам куда меньшей головной боли, нежели «западническое» новшество. Выиграли на нем, пожалуй, единицы: вузовские репетиторы и школьные учителя на подготовке к ЕГЭ, а всякие мошенники, как водится при нововведениях, нагрели лапы – в этот раз на продаже якобы правильных решений тестов. Так канул в Лету миф о том, что единое тестирование раз и навсегда отменит коррупцию. Всем повезло, только не егэшникам.[b]Павел Андреевич,отец 16-летнего Саши:[/b]Смотрел я вариант ЕГЭ по математике в Интернете. Часть «А» – элементарный тест, где думать вообще не надо. Задачи части «С» при хорошей математической подготовке решаются без проблем. Причем две из них в уме. Задания, по-моему, не соответствуют уровню вступительных экзаменов по математике в вузах вроде Физтеха, мехмата МГУ, Бауманки и МИФИ.[b]Валерия Игоревна,мать 15-летней Инны:[/b]Единый экзамен, пожалуй, хорош тем, что дает целостную картину знаний школьников по всей стране.Когда все данные о выпускном экзамене собраны в одном компьютере, легче узнать, какой регион отстает, а какой лидирует, и потом вносить коррективы в школьное образование.Кто-то возразит: не исключены подтасовки, липовые баллы, ошибки компьютера. Но какие могут быть махинации, когда все егэшные работы заштрихованы и закодированы? Наоборот, тестирование выявит объективные знания всех и каждого – и любимчиков, и медалистов, и двоечников, а педагоги наконец-то увидят объективную оценку своей работы. Конечно, не надо тестированием заменять все, в каких-то сильных и гуманитарных вузах нужны и традиционные экзамены.Дочь сдавала Единый экзамен, по математике набрала 75 баллов из ста, что по егэшным меркам пять баллов, но в Высшую школу экономики, где «пятерка» «стоила» 90 с хвостиком, недобрала. Помогли только 100 баллов, полученные на Централизованном тестировании. Мне кажется, тесты групп «А» и «В» нужно чуть уменьшить, а «С», наоборот, увеличить, причем разбить задания на уровни разной сложности (базисные знания, профильная школа и уровень сильного вуза). Тогда бы каждый знал, на что ему претендовать, – на простенький вуз или МГУ.[b]Марина Олеговна,мать 16-летней Ульяны:[/b]Протестировала себя по русскому, литературе и истории (много лет назад окончила филфак МГУ) на сайте в Интернете. Не особенно задумываясь, весь тест прошла за 40–45 минут. Набрала баллы, соответствующие «4». Потом, эксперимента ради, взялась проверить дочку, с которой уже десять лет ежедневно долбим дома все предметы, причем по итогам года она получает только «четверки» и «пятерки». Результат разочаровал.При «разборе полетов» выяснилось, что много ошибок она допустила только потому, что не поняла хитро сформулированные в тесте вопросы.

amp-next-page separator