Куклы рассказали детям о любви к Родине
Московский театр кукол в свой юбилейный, 95-й, театральный сезон представил неожиданную премьеру «Паустовский — детям» в постановке Валерия Баджи.
Спектакль, в основу которого легли рассказы «Бакенщик», «Похождения жука-носорога» и «Стальное колечко» Константина Паустовского, старейший кукольный театр Москвы посвятил 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Герой первого рассказа — дед Семен. К нему пришли дети из соседних деревень.
По замыслу создателей постановки, он вместе с историями о природе, любви к родным полям и лесам рассказывает им о похождениях жука-носорога (как он спас на войне от смерти русского солдата) и таинственной пропаже в лесу колечка девочки Варюшки. Точка в спектакле такая же, как и у Паустовского в «Бакенщике»: дед говорит об уважении к родной земле, которое он пытается привить детям, потому что «без этого человек — не человек, а труха».
В спектакле использованы планшетно-гапитные куклы с подробной механикой оживления. Многие сцены поставлены средствами трехмерного теневого театра в технике особой фокусировки, то есть небольшие куклы «вырастают», когда их тень отбрасывается на задник. Зритель видит прежде всего тени, которые двигаются и разговаривают голосами актеров.
Главное достоинство спектакля — это чуткость и внимательность к первоисточнику: здесь все направлено на то, чтобы передать поэтику писателя, его лиричность и нежность. А это трудная задача — поставить все, как у автора. Известно, например, что в Театре кукол Образцова в недавней постановке «Приключения муравьишки» по Виталию Бианки авторы «заставили» героев петь песню их собственного сочинения про «свои права»: у них, у букашек, тоже есть свои права, и они за них готовы бороться. В Московском театре кукол такого нет, к великой радости. С трудной задачей одухотворить текст Паустовского режиссер Баджи справился — осторожная и вдумчивая работа с рассказами очевидна. Создателям в ра боте над спектаклем было, во-первых, важно правильно донести смыслы и образы советского классика, а во-вторых, важно было не обмануть зрителя-ребенка, не исказить писателя ни на йоту. Они достигли этой высоты в своей работе.
Можно смело утверждать, что в этом спектакле все, как у писателя, и даже убедительнее! Театральные средства выразительности стали настоящими помощниками авторам. Одно из главных здесь — музыкальное оформление звукорежиссера Марины Суховой. Она нашла гармоничное соединение балалайки и аккордеона, создала современную и в то же время подходящую для таких инструментов аранжировку. Музыка звучит с первых минут и сразу наделяет происходящее на сцене родным звучанием, возвышает его.
Как ни странно, но любовь к Родине и верность первоисточнику не выглядят чем-то скучным и закостенелым на сцене. И это еще одно достоинство премьеры, ведь такое объемное понятие, как патриотизм, весьма трудно раскрыть для детей. Авторы вместе с Паустовским сказали главное: любить Родину и верить в святость родной земли — это красиво и честно, это современно.