Фото: Департамент образования и науки города Москвы

За пять лет популярность естественно-научных кружков в Москве выросла почти на 20 процентов

Город

В столице открыто более 28 тысяч кружков по естественным наукам, в которых занимаются свыше 500 тысяч юных москвичей. Занятия проходят в школах и центрах дополнительного образования. Ребята могут изучать медицину, ветеринарию, астрономию, геологию и биологию. Об этом сообщили в пресс-службе столичного департамента образования и науки.

— Естественно-научные кружки — одни из самых популярных у московских школьников. За последние пять лет интерес к этому направлению допобразования вырос почти на 20 процентов. Например, биологией сегодня занимаются более 18 тысяч юных москвичей — для них работают свыше полутора тысяч секций. Набирает популярность новое направление — экология. Сейчас ее изучают 16 тысяч детей. Еще свыше 13 тысяч ребят посещают кружки медицинской направленности — их в Москве открыто почти 700, — рассказали в пресс-службе ведомства.

Одна из главных площадок для юных экологов — Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма. Он организует для школьников походы и экспедиции по регионам России. Например, в объединении «Юннатская тропа» ребята изучают растительный и животный мир одного из крупнейших природных массивов Европы — национального парка «Лосиный остров». Они наблюдают за сезонными изменениями в жизни растений и животных, и на основе этих данных ведут научный дневник. Все материалы юные ученые оформляют по правилам научного сообщества и используют для разработки собственных экологических проектов.

— Прежде всего наш кружок — это возможность оказаться ближе к природе, оставаясь в родном городе, отвлечься от привычной суеты мегаполиса, расширить круг интересов. Мы изучаем природное разнообразие и осваиваем методики научного наблюдения. Конечно, ребятам предстоит еще многому научиться, но их восторг от первых находок внушает надежду ― впереди у них увлекательные исследования, ― поделился педагог кружка «Юннатская тропа» Алексей Яковлев.

На занятиях кружка «Экология леса. Лесоведение» школьники исследуют лес как единую экосистему — от почвенных грибов до птиц и зверей. Ребята учатся работать с научно-популярной литературой, осваивают методы сбора и анализа данных, учатся выдвигать гипотезы и проверять их. Кроме того, участники кружка регулярно участвуют в экспедициях, по итогам которых готовят собственные проекты.

Программа «Зоопсихология» посвящена особенностям поведения животных — от простейших реакций до сложных форм социального взаимодействия. Юные ученые исследуют, как гормоны управляют поведением, чем отличаются безусловные и условные рефлексы, как формируются инстинкты и где проходит грань между обучением и врожденной программой. Участники также проводят эксперименты с помощью лабиринтов и искусственных сред обитания для насекомых и изучают их реакции. Например, в кружке «Муравей» ребята узнают о жизни социальных насекомых и животных — не только муравьев, но и пчел, шмелей, термитов, львов и слонов. Ученики наблюдают и сами проектируют и создают муравейники, учитывая потребности насекомых.

— Раньше я думала, что муравьи просто бегают туда-сюда, а оказалось — у них есть королева, рабочие, солдаты, даже фермы с тлей! На занятиях мы сами строим муравейники: чертим планы и льем гипс. Это очень ответственно, ведь внутри живые существа, и от тебя зависит, будет ли им удобно и безопасно. Благодаря кружку я стала внимательнее к природе, научилась заботиться о маленьких существах и даже уговорила родителей завести муравейник дома — теперь я за него полностью отвечаю, — поделилась воспитанница кружка «Муравей» Мария Щипунова.

Естественно-научные кружки также открыты в Московском дворце пионеров. На программе «Удивительный мир веществ» школьники 4–8-х классов изучают свойства химических элементов, проводят научные эксперименты и разбирают принципы работы знакомых природных явлений.

Узнать больше о дополнительном образовании в столице можно в телеграм-каналах «Московское образование» и «Московское воспитание».

Программы дополнительного образования развивают у школьников творческое и критическое мышление и формируют у них навыки, которые пригодятся им в будущей профессии. Мероприятия, проходящие в рамках дополнительного образования, вносят вклад в проект «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».

amp-next-page separator