Куратор экспозиции «Арктика. Полюс цвета» Светлана Усачева открывает выставку в Третьяковской галерее / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Красоту Арктики открыли всему миру русские художники

Город

12 декабря в Третьяковской галерее начала работу выставка «Арктика. Полюс цвета», отражающая эволюцию художественного осмысления северных широт в российском искусстве.

Необычная для Третьяковки тематика экспозиции обусловлена важной исторической датой — 500-летием освоения Россией Северного морского пути. Она объединяет культуру, образование, экономику — словом, все сферы деятельности государства. Так же разнообразно и ее художественное содержание.

Множество техник — живопись, графика, скульптура, фотография, а также исторических периодов и авторских взглядов на мир создают, на первый взгляд, эклектичное пространство, которое при ближайшем рассмотрении оказывается единым и удивительно гармоничным.

— Огромный путь освоения Арктики для русских художников начался в конце XIX века и длится по сей день, — поясняет куратор выставки Светлана Усачева. — Раньше выпускники Академии художеств отправлялись на юг, чтобы наработать себе «портфолио», а в XIX веке — впервые отправились на Север. Добравшись до Новой Земли, живописцы, в числе которых были Климент Редько, Митрофан Берингов и Игорь Рубан, были покорены цветом, светом и воздухом Арктики. И это отразилось в названии нашей выставки.

Здесь можно познакомиться и с произведениями русского художника и путешественника Александра Борисова, которого называют первопроходцем среди северных художников. Любимый ученик Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Борисов совершил несколько экспедиций на Новую Землю, в Печорский край и на остров Вайгач в 1890–1900-х годах.

По словам куратора, живописец неоднократно подвергался опасностям на Новой Земле, и несколько раз чуть не погиб. Но он настолько полюбил суровый северный край, что построил на 73-й параллели дом и мастерскую, создав настоящую точку притяжения для художников. А фотографические разделы выставки фиксируют исторические события, природные феномены, а также приметы индустриального освоения региона — от ледоколов до полярных станций.

КСТАТИ

Меценат Савва Мамонтов хотел, чтобы Константин Коровин создал 10 живописных панно для павильона Крайнего Севера на Нижегородской промышленной выставке 1896 года, и художник отлично справился с этой задачей. Из поездки он привез этюды, на основе которых были созданы панно. Павильон стал самым необычным на выставке. Позже панно украсили вестибюль Ярославского вокзала в Москве.

amp-next-page separator