Писатель, журналист Дмитрий Быков. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Дмитрий Быков: Борис Васильев еще в 60-70-ые предвидел сегодняшнюю эмоциональную глухоту

Развлечения

- Борис Васильев был чудесен. Знаете, что интересно: Васильеву на полях его рукописей Борис Полевой рисовал «22». В терминологии Полевого «22» означал перебор – стилистический, эмоциональный… Особенно был испещрен этими «22» роман «В списках не значился». Этот роман действительно зашкаливает на фоне тогдашней литературы: он и страшнее, и эмоционально напряженнее. Вообще Васильев – писатель очень большого эмоционального напора, тогда это даже казалось чрезмерным. Но теперешнего российского читателя только так и можно прошибить. «В списках не значился», и «Жила-была Клавочка», и «Вы чье, старичье?» - это вещи, в которых автор действительно ударяет читателя сильнее, чем надо, и ниже пояса. Там есть чудовищные вещи, страшные сцены. В романе «В списках не значился» вся третья часть –запредельно: и гибель Мирры, и расстрел из огнеметов… Помню, как тогда, в 60-70-ые говорили, что он  просто бьет по голому нерву. Но все это осталось. Он как бы предвидел сегодняшнюю эмоциональную глухоту. Его стратегия себя оправдала. И очень жалко, что сейчас так мало писателей, которые с такой шоковой силой способны о чем-то говорить, - сказал писатель.

- Были у Васильева неровные вещи. На мой взгляд, ему не следовало писать историческую прозу, а он работал над этими бесконечными «Были и небыли»… Но как только он касался того, что его лично волновало, того, в чем он участвовал, он выдавал вещи исключительно подлинные. Кроме того – что большая редкость для писателя – он был очень хороший человек. Я несколько раз звонил ему брать интервью. И меня всегда поражало, что невзирая на всю свою военную славу, на свое офицерство, на долгий опыт советской жизни, он всегда был за свободу. Никогда не кичился славой предков и собственной славой, но был человеком в высшем смысле гуманистических убеждений. Ему казалось всегда, что частная человеческая судьба важнее любого державного величия. Вот почему его военная проза так трогала и в свое время воспринималась как прорыв. Он видел человека, а державные вещи и всю эту кровавую патоку он решительным образом отметал. Он воевал и знал, что это такое, - добавил Дмитрий Быков.

Церемония прощания писателя состоится 13 марта в 13.00 в Большом зале Центрального дома литераторов.

Читайте также

Скончался российский писатель Борис Васильев

В понедельник, 11 марта, скончался советский и российский писатель Борис Васильев. 

«Он был мудрым советчиком и добрым человеком. Союз писателей Москвы скорбит о невосполнимой утрате. Светлая память о Борисе Львовиче Васильеве сохранится в наших сердцах», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте Союза писателей Москвы.

Он не дожил до своего 90-летия чуть больше года.

В последнее время Борис Васильев жил уединенно и почти не общался с прессой.

Однако работал писатель до конца своих дней.

Его последний исторический роман «Владимир Мономах» вышел в 2010 году (читайте далее...).

amp-next-page separator