ДАН ОРЬЯН: В МОСКВЕ У МЕНЯ РОДИЛСЯ МЛАДШИЙ РЕБЕНОК

Развлечения

– Не только в Москве, но и в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Челябинске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге… Я здесь давно и, кажется, надолго. Это связано, наверное, с украинскими корнями бабушки и дедушки. В доме моих родителей были книги Толстого, Тургенева, Блока, да кого там только не было из русских классиков! Будучи школьником, я шефствовал над своим товарищем, российским репатриантом. В университетские годы зачитывался Чингизом Айтматовым. Сегодня российские корни моей семьи разрастаются. Здесь у нас родился сын, наш третий, младший ребенок – и первый в истории израильского посольства, родившийся именно в Москве.– С одной стороны, да. А с другой… Моей жене, адвокату по профессии, пришлось пожертвовать карьерой, оставив работу в прокуратуре. Да и я поначалу не очень обрадовался: дипломатическая работа, к которой готовился, предполагает политические переговоры, решение серьезных внутренних и внешних проблем, а тут вдруг песни, танцы... Я надеялся, что это временно: поработаю немножко культурным атташе, а там найдется что-нибудь посерьезнее. Но скоро понял, что эта работа самая интересная, захватывающая и благодарная. Ведь культурные контакты самые надежные и перспективные. Сколько политиков за мировую историю кануло в Лету – тиранов и романтиков, экономистов и волюнтаристов, сколько было лжецов, но музыка, стихи, живопись остались на все времена. Вот настоящая работа дипломата.– Мне хотелось познакомить россиян с тем, как живут и думают в Израиле, представить кино как часть культуры этой страны. Неделя израильского кино в Москве в 2000 году стала заметным событием культурной жизни российской столицы. Потом была вторая неделя, третья. Перед зрителями выступали такие замечательные мастера, как Геннадий Полока (Россия) и Довер Косашвили (Израиль), директор Музея кино Наум Клейман, киноведы и кинокритики. В Израиле, как и в России, очень любят картину Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», с успехом прошел по нашему телевидению фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».Человеческие истории хорошо доходят до сердца. За эти годы мы сумели показать практически все стороны современного израильского кинематографа – фильмы режиссеров разных поколений, разных политических и мировоззренческих установок. Таким образом, российские зрители смогли составить отчетливое представление об одном из ярких явлений современной культуры – развивающемся кинематографе Израиля. В последние годы прошлого столетия израильскому кино удалось каким-то загадочным образом проскользнуть между Сциллой и Харибдой, избежав, с одной стороны, тотальной коммерциализации по американскому образцу, а с другой – последовательной идеологизации, характерной для развивающегося кинематографа вообще и стран, находящихся в перманентном военном противостоянии с соседями, в частности.– Конечно, нет! Мы показали им фотографа Сашу Алехова, затем была выставка «Театр в Терезине» с детскими рисунками, сценариями спектаклей и хрониками этого концлагеря. Сразу после этого израильские художники выставлялись в ЦДХ с идеями противостояния света и тьмы как двух начал единого целого. Скрипач и дирижер Роберт Канетти с оркестром «Музыка Вива» выступал на III Московском фестивале имени Соломона Михоэлса и в Челябинске. Всемирно известный израильский гитарист Йорам Зербиба играл и давал мастер-классы на VI международном фестивале «Мир гитары» в Москве и Калуге. А разве можно забыть восторг слушателей на фестивале «Свинг Белой Ночи» с Давидом Голощекиным, группой из Ростова-на-Дону и трио Леонида Пташки из Израиля?– Трудно выделить что-то одно, да и невозможно. Возможно, самым значимым были гастроли филармонического оркестра под руководством гениального Зубина Меты. А может быть, это была выставка «Дети рисуют Библию». Или пятьдесят книг израильских писателей, переведенных на русский и изданных здесь. Хотя все же, пожалуй, самым грандиозным событием стали первые гастроли в Москве в мае 2002 года театра «Габима», приуроченные к десятилетию установления дипломатических отношений между Израилем и Россией. Этот театр был создан 82 года назад именно в Москве, и вот наконец-то он вернулся на родину, которая приняла его с радостью. Правда, идея эта родилась задолго до моего приезда в Минкульте Израиля, и даже получила поддержку и одобрение Минкульта России, но не было спонсоров. Помогли не только еврейские организации и фонды, но и русские компании, где я встретил такой интерес к культуре Израиля, какого и не ожидал.– Напротив, они стали моей большой радостью. Основатели театра (название которого в переводе означает «мост») – недавние эмигранты из России, а одного из ведущих актеров, Леонида Каневского, все знают как майора Томина из сериала «Следствие ведут знатоки». Для гастролей в Москве в октябре прошлого года «Гешер» выбрал три пьесы. «Деревушка» Иешуа Соболя – история создания нашего государства, «Раб» по Исааку Башевису-Зингеру – о судьбе еврейского поселения в Польше, третий спектакль, «Город», – по рассказам Исаака Бабеля. Прием превзошел все ожидания. Мы боялись, что это будет незначительное мероприятие на фоне богатой московской культурной жизни. Но и публика, и критика приняли спектакли очень тепло. Один из критиков даже посетовал, что с отъездом Жени Арье театральная идея в России много потеряла... Театр собрал аншлаги, билеты были раскуплены задолго да начала гастролей. У нас не было пустых мест в тысячном зале МХАТа имени Чехова!– Привезти «Гешер» в Москву стоило $350 тыс., а на билетах «отбить» больше чем $60 тыс. невозможно. Мы сознательно не стали делать стоимость билетов – как в Израиле. Вот и находили спонсоров, спасибо всем, кто помог нам. Я занимался в основном пиаром и должен сказать, что информационная поддержка была очень мощной, в том числе благодаря электронным СМИ, а также газетам и журналам.– Я не буду называть имена, потому что не смогу упомянуть всех, кого-нибудь да забуду, а потом буду огорчен. Но с радостью и благодарностью помню всех, кто помог сделать большую работу. Это творческие люди, люди искусства и государственные чиновники – московские и федеральные, умные, образованные люди с глубоким пониманием. Я не забуду никого из них. Я твердо могу сказать: здесь любят и уважают Израиль. И в последние годы я это чувствую все больше. Так что в этом смысле наши страны очень динамично развиваются – а разве может быть иначе, ведь у нас живет миллион ваших бывших соотечественников, четверть населения.– Душой я уже там, у себя дома. Очень соскучился! Но уже знаю, что долго не смогу привыкнуть жить без вас. Приглашаю всех на выставку в Музей фотографии «Фотомост Санкт-Петербург – Израиль», которая открылась 3 августа. Она станет моим прощанием с москвичами. Выставка долго готовилась, шесть молодых фотографов из Израиля снимали Петербург во время празднования 300-летия, а в ноябре 2003 года питерские фотографы снимали в Израиле. На выставке представлены 150 лучших работ фотохудожников из России и Израиля. Так и выстроился фотомост, на котором мы с вами обнимемся, как старые друзья.И не будем сокрушаться при расставании, ведь между нашими странами есть крепкий мост, который никто не в силах разрушить. Я горжусь тем, что удалось сделать за эти годы с вашей помощью. Не сомневаюсь, что вам будет интересно общаться и с новым атташе по культуре, которого зовут Рои Двир.[b]СПРАВКА «ВМ»

amp-next-page separator