Кто соблазняет нас на диване?

Общество

[b]Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. В этот день в 1961 году Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой охарактеризовал само понятие «потребитель» и выделил четыре основных права потребителя: Право на безопасность, Право на информацию, Право на выбор,Всемирная организация союзов потребителей (независимая некоммерческая организация) добавила к ним еще четыре: право потребителя на удовлетворение основных нужд (на основные товары и услуги, обеспечивающие выживание), право на выбор, право на возмещение (удовлетворение обоснованных претензий) и право на потребительское просвещение. По решению Всемирной организации потребителей девизом 2004 года станет «Информация». Потребители всего мира должны научиться пользоваться информацией, заниматься самообразованием, внимательно читать договоры и этикетки на товарах и учиться защищать свои права.«Вечерка» уже писала о том, как фирмы, рекламирующие свою продукцию в «магазинах на диванах» обманывают потребителей, за огромные деньги всучивая им некачественные и зачастую абсолютно бесполезные товары. После этой публикации на редакцию посыпались жалобы от людей, ставших жертвами мошенников и желающих поделиться своей бедой, спросить совета, а то и вернуть с нашей помощью свои деньги. Острота проблемы заставила «Экспертизу» вновь вернуться к этой теме.Покупки в «магазинах на диване» – это один из вариантов торговли «на расстоянии» (специалисты называют ее дистанционной торговлей). Ее специфика в том, что человек получает все необходимые ему товары на дом. Соблазненный достоинствами товара, умело преподнесенными телевизионной или радиорекламой, потребитель делает заказ по телефону. Через несколько часов его привозит курьер. Потребитель отдает деньги, курьер исчезает в неизвестном направлении.И тут оказывается, что приобретенный товар либо с браком, либо обладает лишь половиной заявленных в рекламе функций. Попытки связаться с фирмой, чтобы вернуть покупку, результатов не приносят.Оператор на телефоне не в курсе дела, он просто принимает заказы, а телефон отдела претензий (если он вообще указан в документах) либо молчит, либо занят. Обманутые покупатели начинают засыпать жалобами контролирующие органы, бегать по судам, а потом, даже если дело выиграно, месяцами ждут своих денег. В 80% случаев судебным приставам их просто не удается взыскать с фирмы-нарушителя, поскольку к тому времени она успевает перерегистрироваться.Читая приходящие в редакцию жалобы и отвечая на звонки потерпевших, меня одновременно охватывает сочувствие и возмущение. Не укладывается в голове, как пенсионеры, считающие при покупке продуктов каждую копейку, тратят всю свою пенсию на покупки тренажеров и поясов для придания тонуса, а матери, мечтающие избавить от алкоголизма своих детей, вместо похода к хорошему специалисту, ни с кем не посоветовавшись, отдают 1000 долларов за биологически активные добавки, которые не лечат, а обладают всего лишь общеукрепляющим действием. И тем не менее это так. Реклама вселяет в людей надежду на будущее и буквально зомбирует их, заставляя раскошеливаться.::Несмотря на то, что биодобавки лекарствами не являются, продаваться они должны только в аптеках, и покупать их через курьера крайне опасно. Да и в остальном наши читательницы подошли к своим покупкам крайне безответственно. Ни с врачами не посоветовались, ни документы, прилагавшиеся к таблеткам, не потрудились прочитать.– Препараты, которые рекламируются на телевизионных экранах, на самом деле могут являться пищевой добавкой, а не лекарством. Чтобы не причинять вред собственному организму, вслепую покупая непонятно что, консультируйтесь с профессиональными медиками, не занимайтесь самолечением. Лекарство должен выписывать врач – такова наша позиция. Что касается телерекламы, мы можем противиться тому, что видим и слышим, но не в наших силах отменить Закон о рекламе, – поясняет руководитель пресс-службы Департамента здравоохранения г. Москвы Любовь Жомова.Еще один вариант дистанционной торговли – предложение товаров по каталогам и доставка их по почте. На таких продажах специализируется, в частности, компания «Европа-шоп» (раньше она называлась «Еврошоп»). Подавляющее большинство покупателей, приобретавших товары из «еврокаталога», все равно что выбрасывали деньги на помойку. Кто-то, отправив деньги по почте, товар так и не получал, кому-то присылали явный брак.Среди людей, пострадавших от торговли «на расстоянии», очень много тех, кто клюнул на обещание гарантированного крупного выигрыша. Стимулирующие игры – распространенный прием, с успехом применяемый сегодня для одурачивания потребителей. Так, людям предлагается приобрести несколько товаров из каталога, после чего с большой вероятностью можно выиграть автомобиль. На самом деле призы, даже куда более скромные, достаются единицам. А остальным участникам лотереи предлагается приобрести еще какой-нибудь товар, чтобы участвовать в дополнительном розыгрыше. Ну а лотерея – она и в Африке лотерея, проиграл – ничего не попишешь. Кроме жалоб, конечно.Интересный способ заполучить клиента изобрела компания «Русбьюти», также работающая по почте. Людям в почтовые ящики забрасывается анкета, которую просят заполнить, указав свой адрес, телефон, фамилию и род занятий. За это обещают в подарок выслать «великолепное кольцо, украшенное настоящим бриллиантом, – творение, по которому сегодня сходят с ума все француженки». Колечко действительно присылают, только вставлено в него обычное стеклышко, а «позолота» слезает на третий день. Зачем, спросите, это делается? А затем, чтобы внести ваши данные в картотеку, а потом уже за деньги предлагать приобрести всевозможные товары.Как только вы клюнете на такую удочку, компания «Русбьюти» забросает вас всевозможными каталогами, например, «Мой уютный дом», «Мой сад». Предлагаемые товары необычайно дешевы, но, конечно, в основном некачественны.– То, что потребителей обманывают, очень сложно доказать. Ведь фирма уверяет, что если товар не устраивает, его обязательно примут назад. И люди, которые к нам обращались с жалобами, действительно часто получали свои деньги, – говорит начальник отдела Мосторгинспекции Нэлли Манченко.Перечислить все возможные виды мошенничества нам, конечно, не под силу. Фирмы, занимающиеся дистанционными продажами, растут как на дрожжах. Оно и неудивительно. Бизнес этот очень доходный. Ведь таким компаниям не приходится нести расходы по организации и оборудованию торговых точек, а широте их аудитории может позавидовать любой гипермаркет. Не случайно обороты дистанционных продаж растут из года в год, а вместе с ними – число обманутых покупателей.

amp-next-page separator