Пан или пропал

Развлечения

На роль интерпретаторов романа Хмелевской «Все красное», написанного в 1974 году, были избраны два выпускника Высших сценарных и режиссерских курсов Иван Попов и Алексей Зернов, вдвоем написавшие сценарий. Зернов стал и постановщиком фильма «Пан или пропал». Продюсер – Сергей Жигунов.Нет нужды пересказывать сюжет. Каким бы ни был детектив (даже иронический), он во многом живет ожиданием развязки.Но вот о чем наверняка стоит поговорить, так это о том многоярусном, полифоничном строении, которое и представляет собой данный сериал.Казалось бы, камерная история, лежащая в его основе, вполне могла стать обычным сериалом с ограниченным кругом действующих лиц, с непрестанными диалогами, оживляемыми таинственными происшествиями. Казалось бы, такой вариант мог бы устроить привыкших к подобным зрелищам зрителей. Но, к счастью, он не устраивал создателей фильма, для которых происходящее на экране стало беспрерывным поводом для игры, увлекательной и потешной, ироничной и забавной.В картине снимались не только именитые актеры, но и впервые появившиеся на экране дебютанты. Но фильм снимался долго, и Оксана Мысина, Марина Могилевская успели с тех пор стать известными. В сериале происходили открытия и другого рода: популярные исполнители представали на экране «знакомыми незнакомцами», открывали в себе неизвестные стороны дарований. Можно ли не упомянуть роль Алиции Хансен, сыгранную Ларисой Удовиченко, томной, очаровательной, с особой медлительной и столь женственной пластикой? Но, упомянув ее, испытываешь острое желание отдать дань всем не только основным исполнителям – Е. Сафоновой, Т. Кравченко, В. Новиковой, В. Смирницкому, С. Никоненко, В. Бакину, О. Шкловскому, – но и второстепенным – А. Смеховой, С. Жигунову, А. Яцко, Н. Фоменко, Н. Егоровой, Т. Панковой и всем-всем другим, благодаря которым родился наконец на экране подлинный актерский ансамбль.Для Виталия Соломина роль Лешека Кшижановского – искрометная, живая, словно бы по-детски наивная и искусно выразительная, – оказалась последней…Уже первые кадры настраивают на увлекательное приключение. Увертюра композитора Канчели (полагаю, что она войдет в золотой фонд киномузыки) отвлекает от любых дел и разговоров, заставляет вслушиваться в ее чарующую, гипнотически привлекательную мелодию. А на экране – игральные карты с лицами главных героев, обрамленные знаками мастей (художник – Леван Лизишвили).Да, господа, игра началась! И до пришествия страшных, эксцентричных и интригующих событий уже нужно быть очень внимательными. За встречами, объятиями, готовкой торжественного ужина, мало значащими и бестолковыми обменами репликами уже загадываются загадки, определяется завязка основной интриги, которую нельзя пропустить.В конце первой серии в бытовую, комическую атмосферу действия врывается первое преступление, исполненное в духе готического романа. Таинственные события захватят в свои щупальца множество мест действия, понудят персонажей изъясняться на немыслимых языках, спародируют знакомые по экрану штампы – трюки и гэги, – будут не столько пугать покушениями на жизнь и здоровье тех, кто убежден в том, что Дания – самая скучная страна, сколько развлекать и пошучивать над назойливыми и беспардонными отдыхающими. И так – до самого конца.И будет очень жаль, если вечерние посетители телевизионных программ, затурканные экраном не меньше, чем жизнью, пропустив что-то, не успеют заметить, что перед ними не только увлекательная и карнавальная по своей природе история, но и редкостная по своей эстетической, художественной природе картина.Хочется верить, что многосерийный фильм «Пан или пропал» многим, как и мне, доставит удовольствие, и попугает, и повеселит, но кроме того еще и вернет зрителя в подлинное культурное пространство.

amp-next-page separator