СЕСТРА МОЯ, ЖИЗНЬ

Развлечения

Гука (как ее уменьшительно называют) Омарова еще в отрочестве снималась в ранних фильмах Сергея Бодрова-старшего «Сладкий сок внутри травы» и «Непрофессионалы», а потом вместе с ним написала сценарий «Сестер», поставленный в 2001 году Сергеем Бодровым-младшим. И ее «Шиzу» (тоже в соавторстве с Бодровым-старшим), успевшую побывать на престижном Двухнедельнике режиссеров в Канне и получить приз за дебют на российском фестивале «Кинотавр», можно было бы назвать «Собратом», имея в виду перекличку не с балабановско-сельяновскими «Братом» и «Братом 2», а как раз с «Сестрами». Или даже посчитать «Пасынком», хотя заглавный герой и не является круглым сиротой, но по отношению к окружающей реальности (приблизительно конца 80-х годов) остается как бы приблудным, почти всеми помыкаемым и практически никому не нужным.Пятнадцатилетний казахский пацан Мустафа, именуемый Шизой якобы за отсталость в психическом развитии, просто не вписывается в жестокий и беспощадный мир вокруг себя. Однако по кем-то заведенной привычке (так надо, иначе ты станешь полным изгоем!) довольно неловко пытается вклиниться в совершенно чуждую ему среду, где устраиваются кулачные бои до смерти, запросто «кидают» друзей и родственников, издеваются даже над любимыми женщинами и детьми. В свихнувшейся действительности выгоднее притвориться ненормальным, «шизиком», чтобы выжить и чего-то урвать от жизни.Но Шиза, который на уровне природного человеческого естества все-таки испытывает тягу к нормальным чувствам по отношению к брошенной молодой женщине Зинке и воспитываемому ею чужому мальчугану, должен, по мысли авторов ленты, пройти непременное искушение криминальным способом бытия. Чтобы лишь в финале (пожалуй, чересчур красивом и сентиментальном, что несколько портит общее впечатление от фильма), выйдя из тюрьмы, воссоединиться с теми, кто ему стал по-настоящему близок и дорог в этой жизни.Подобное происходит и в новых, уже чисто российских картинах - «Игры мотыльков» Андрея Прошкина и «Маша» Сергея Ткачева. Эти фильмы знаменательно соседствовали с лентой Гульшад Омаровой в программе «Россия, которую мы обрели» на Московском кинофестивале и сейчас выбраны для участия в секции «Кино Европы» на международном киносмотре в Монреале (а «Шиzа» включена также в Токийский конкурс, который состоится в ноябре).Киноработы молодых режиссеров ищут своих среди чужих, когда кто-то дальний порой способен оказаться намного ближе, нежели фактический родственник. Именно в этом посыле обнаруживается актуальность перечисленных произведений, включающихся в контекст современного кинематографа. Ведь ныне он стремится не ограничиваться тематикой, понятной лишь в отдельно взятой стране, а испытывает потребность в обнаружении общих связей в едином человеческом пространстве, неделимом на разные государства, замкнутые группировки, обособленные ячейки общества и сугубо личные союзы на основе лишь кровного родства.

amp-next-page separator