В Японии военные разместили зенитно-ракетные комплексы на юге страны для отражения возможной агрессии КНДР. / Фото: Wikipedia

В Японии обнаружена самая древняя маска в истории страны

Общество

При раскопках кургана Дайфуку в японской префектуре Нара была обнаружена половина деревянной маски, которая, по оценкам археологов, принадлежит ко второй половине II века. До сих пор самой древней считалась маска первой половины III века, обнаруженная в 2008 году при раскопках кургана Макифуку в том же районе.

Маска почти плоская, с прорезями для глаз и вырезанными отверстиями для шнурков. Специалисты считают, что она могла использоваться во время ритуальных представлений и обрядов, связанных с севом и уборкой урожая, сообщает РИА Новости.

ЗНАЧЕНИЕ МАСКИ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА

Маска - неотъемлемая часть священных ритуалов. Она имела магическое предназначение. Жрец, священник или иной участник ритуала, надевая маску, сам превращался в того, кого она представляла. Слово "маска" происходит через французское masque от итальянского maschera или испанского máscara. Вполне возможно, что те в свою очередь берут начало из латинского mascus, masca - что означает "призрак", и арабского maskharah‎ - "шут", "человек на маскараде".

В древние времена считалось, что маска помогает шаману в далеких путешествиях в иные реальности, способствует его вхождению в измененное состояние сознания, или транс. Маска нужна была практически в любом ритуале (в некоторых культурах роль маски играла раскраска лица или татуировки) - от инициации юношей (вхождение их во взрослую жизнь), до сельскохозяйственных календарных праздников для увеличения урожая и удачи на охоте.

Кстати, теме масок посвящено несметное количество литературы. Среди классических трудов наиболее известна работа Клода Леви-Стросса "Путь масок". В 1994 году по мотивам комиксов был снят фильм "Маска" с Джимом Керри в главной (и самой его звездной) роли. Магическая сила и мощь маски проявилась, когда главный герой случайно обнаружил ритуальную маску некого божества "Локи", отдаленно напоминающего трикстера Локи (обманщик, двойственная фигура, имеющая как "добрые", так и "злые" черты, одновременно герой и злодей) из германо-скандинавской мифологии.

КСТАТИ

В день 866-летия со дня первого летописного упоминания о Москве в нашем городе была открыта экспозиция археологических артефактов ХI-ХII веков. Находки были обнаружены городской археологической службой в историческом центре Москвы. Среди уникальных экспонатов - ювелирные украшения славян-вятичей, стеклянные браслеты первых московских горожанок, берестяные грамоты и изделия первых московских гончаров.

Раскопки ведутся в Москве около двухсот лет. В реальности возраст Москвы может быть превышать тысячу лет. В пользу этой гипотезы свидетельствуют археологические находки в Зарядье, относящиеся к ХII веку. Более того, в историческом центре города найдена коллекция монет, часть которых относится к эпохе Римской империи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Народы, населяющие Россию, в качестве священных предметов чаще использовали не маски для лица, а различные языческие фигуры богов (древние болваны, степные бабы). К примеру, на Урале есть таинственное место - хребет Мань-Пупу-нер. Его называют горой Малых Богов. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая - льва, третья - умудренного старца с поднятой рукой. Одна из легенд народа манси гласит, что некогда семь великанов-самоедов шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную гору вогулов Ялпинг-нер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе и стали каменными болванами.

По другой легенде это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера - Золотую бабу. Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В ней говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского, который сеял в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе. Предания о ней появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХП веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой. Населявшие ее народы поклонялись огромному золотому идолу - Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Спасаясь от христианства, почитатели Золотой бабы прятали своего идола то в пещерах на Уральском хребте, то в непроходимой лесотундре реки Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

Откуда же появилось у манси такое странное божество? Предполагается, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время нападения угров и готов. Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньи. Есть защитники и "христианского" происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что эта статуя Мадонны была выкрадена во время набега на один из христианских храмов.В качестве последнего пристанища Золотой бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Охота за ней продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие - золото, третьи - кладезь инопланетной технологии.

amp-next-page separator