НАШ БРОНЕПОЕЗД СТОИТ НА ЗАПАСНОМ ПУТИ
В Музее истории войны хранится письмо фронтовиков, в котором говорится: «Товарищи железнодорожники депо и станции Лихоборы! Шлем вам пламенный фронтовой привет и сообщаем, что труд, вложенный вами в постройку бронепоезда, не пропал даром. Бронепоезд находится в надежных руках и своим мощным огнем беспощадно уничтожает технику и живую силу врага... Только в августе мы совершили 16 огневых налетов…» Мы не знаем ни названия, ни номера построенной лихоборцами крепости на колесах.Газеты того времени называли ее «Комсомольским бронепоездом». Торжественная передача его в состав действующей армии состоялась 20 декабря 1941 года. Зато следующий бронепоезд, изготовленный на станции Лихоборы, имел простое и лаконичное название «Москва». Это было в июне 1943 года. Построен он на собранные средства работников Окружного отделения Московской железной дороги и членов их семей. Так, супруги Семен и Ульяна Лакеевы внесли в фонд строительства пять тысяч рублей, продав ценные вещи. Паровоз типа «Ов» и бронеплощадки одели в броню за 18 суток. Это был героический труд.Весной 1943 года свой подарок Красной армии преподнесли метростроевцы. Бронепоезд так и назывался – «Московский метрополитен».На многолюдном митинге в депо «Северное» 21 марта строители дали экипажу наказ: «Не щадя жизни бить проклятых гитлеровских извергов». Короткой, но героической оказалась боевая биография у «Московского метрополитена» – всего трое суток. Вместе с бронепоездом № 737 прибыл он на Курскую дугу в район станции Сажное.В ночь на 5 и 6 июля наносил огневые удары, совместно с артиллерийской частью встретил танковую вражескую армаду, оставив на поле боя более двух десятков горящих машин, повернул к Прохоровке. А 7 июля бронепоезд сбил 8 самолетов, но и сам был поврежден: паровоз разбит, а бронеплощадки искорежены. Пришлось взорвать материальную часть и, прихватив легкое вооружение, оставить бронепоезд.Богатую историю имеет бронепоезд, ставший памятником. Установлен он в Москве на площадке Центрального музея Вооруженных сил России. Ему уже более 80 лет. Воевал на фронтах Гражданской, а в годы Великой Отечественной – участник боев на Южном фронте. На ремонт прибыл в 1943 году в локомотивное депо Москва-пассажирская – Курская. В январе 1945-го направлен на Дальний Восток, а в середине 1960-х использовался в съемках на киностудии имени Горького. Вот такие судьбы у московских бронепоездов.