СОЧИНЕНИЕ НА ЛЕТНЮЮ ТЕМУ

Общество

[i]Оно ведь, если по большому счету, затевается это самое сочинение «Как я провел каникулы», чтобы ребятишки грамматику вспомнили. Орфографию с синтаксисом, за лето благополучно забытые.Правда, когда полкласса пишет про то, как ездили с родителями на Канары или на худой конец в Турцию-Египет, а другой половине, кроме как «на деревню, к бабушке», и похвастаться нечем… или вовсе все лето – в Москве проторчали, то тут уж, конечно...[/i]Так что, может, и не стоит – из соображений педагогического такта – назначать такую тему? Это ведь не старые, они же добрые времена, когда все как один строем – в пионерский лагерь «Ракета». На все три смены. Ну, на море с родителями. Но не часто.…Чего-то меня «не в тему» в политику заносит, пропади она, а я-то вовсе о другом хотела. О литературе. О том, что все лето у меня на книжной полке у сына под стеклом засунутый пролежал листочек. А на том листочке – «Список литературы» для летнего прочтения моим, теперь уже десятиклассником. Раздали, натурально, эти списки в конце мая – всему классу. Тоже, как все помним, традиция: сколько наша советская школа существует, столько и задают «Прочитать на лето!».Я еще тогда, в мае, когда представил мне ребенок этот «школьно-литературный наказ», обхохоталась. До слез: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Н. В. Гоголь «Мертвые души» А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» И. А. Гончаров «Обломов» М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» И. С. Тургенев «Отцы и дети» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» Л. Н. Толстой «Война и мир»… Ну как? Впечатляет? Кем надо быть, чтобы задавать такую литературную махину детям на лето? Наивным? Мягко сказано.Да неужели же в школе – а она у нас нормальная, без «наворотов», обычная, не «спец» и не гуманитарный лицей – всерьез полагают, что пятнадцатилетние обормоты будут ВСЕ ЭТО читать?! Вот именно, что – летом, на каникулах? В Турцию или, на худой конец, «на деревню, к бабушке» возьмут с собой чемодан русской классики?! Щаз! Ага! Вот я сейчас все брошу и буду чинить тебе велосипед.Не говоря уже о том, что и взрослому такое не под силу, одной «Войны и мира» иной раз – и на всю жизнь хватает.Или, что правильнее: всей жизни не хватает! Ну, что это? Очередная блажь – инструкция управления образования? Дали разнарядку на школы, велели прочитать – а там хоть и не раскрывай? Или чисто школьная самодеятельность? Ох, не знаю.Мой летом читал, ответственно заявляю. Он вообще «белая ворона», в том смысле, что – читает! Ну, еще парочка-троечка в классе таких же, как он – «ботаников-очкариков».Но что читал-то? Полное собрание сочинений Сергея Лукьяненко – а оно у нас-таки практически полное. Потому что «Ночной дозор» – раз. И все примкнувшие к нему «дозоры» тоже – два. И «Спектры». И «Геномы». И вообще: фантастика. Киборги, там, виртуалы. Всякие.До дыр записанная-затасканная тема: что читать детям, как читать, зачем читать? В конце концов все эти дискуссии выливаются в один жалобный и бессильный вопль: ДА ПУСТЬ БЫ ХОТЬ ЧТОНИБУДЬ ЧИТАЛИ! Я, конечно, не словесница и не министр образования. Но ей-богу, моя бы воля – я бы ребят именно фантастикой, хорошей, разумеется, фантастикой и прочими фэнтези к «чтению вообще» приохочивала! В программу школьную вставила. Как раз – для пятнадцатилетних этих… «капитанов».Сейчас вспоминаю – а ведь именно летом, в тех самых пионерских лагерях «Ракета»–«Старт»–«Восход» и прочитала я когда-то всего Жюль Верна, аккурат начиная с «Пятнадцатилетнего капитана». И Джека Лондона. И Рафаэля Сабатини. И Майн Рида. И Вальтера Скотта. Не говоря о прочих Луи Буссенарах …Самое милое летнее дело – особенно, если еще и дождь.Ах, да что там говорить! Были книги в наше время. Избави бог, не сочтите за возрастное брюзжание, пускай читают нынешние малолетки про дозорных вампиров – все лучше, чем сомнительную с моральной точки зрения «Бригаду»! Или еще что в том же духе и того же смысла. А смысл простой: ну и что, что бандит-киллер? Зато человек хороший! Ведь с упорством, достойным лучшего применения, продолжают нас кормить наши издательства весьма и весьма скудным в жанровом смысле литературным набором-меню для детей. Загибайте пальцы: детектив, фантастика, фэнтези и прочие космические приключения. Это я про те жанры, собственно, на которых можно воспитать, если не вкус литературный – то тягу к «предмету».У ребят.А почему не приключения?! Или умер, что ли, этот прекрасный жанр? Или «не поймут» нынешние юные читатели? Или «не пишется» нынешним писателям? Да бросьте! Да больше чем уверена – и читателям надоело одну и ту же дуду слушать, и писателям в одну и ту же – дудеть! А просто так издателям, верно, проще. Запустили серию – и лопайте, что дают. До полного несварения мозгов… Или не родился у нас второй, точнее, свой Рафаэль Сабатини? Джек Лондон и Майн Рид? Опять же – не верю! Есть. И я даже знаю одного такого… …Нет, я все не могу успокоиться: «Война и мир»! «Господа Головлевы»! Это ж надо ж! Да в жизни они это читать не будут! В лучшем случае адаптированный реферат вытащат из Интернета – «краткое содержание предыдущих серий». И уж, конечно, не прошедшим летом – а наспех, перед уроком.А учителя такие на-а-а-и-ивные у нас! Не понимают этого, да?

amp-next-page separator