С РОДИТЕЛЯМИ! К ЗАВУЧУ!
В первый раз, как сейчас помню, вызвали в первом же классе. «Пел на уроке». Серьезная причина. «Надеюсь, не матерные песни?» – так и вертелось у меня на языке. Ладно, первый вызов – не считается. Со мной просто хотели познакомиться поближе. И это можно только приветствовать, потому как собственно родительские собрания, сколько я помню, строились по общей схеме: нам всем скопом и чохом читали лекции. Темы, как водится, были разные:[i]– о необходимости школьной формы;– о необходимости денег за охрану и на «классные нужды»;– о необходимости вовремя проверять дневник;– о необходимости приобретения «сверхплановых» учебников;– о необходимости следить, чтобы ребенок выполнял домашние задания;– наконец, главное – о необходимости сменной обуви![/i]Лекции – дело, может, и полезное. И наверняка высочайше утвержденное всякими там роно, руно или как они теперь именуются? Но ведь каждому родителю хочется, чтобы про его чадо поговорили конкретно! Чтобы именно про моего ребенка, а не «ваще». Чтобы похвалили или поругали, но только моего, а не всех скопом! И чтобы разговор был не прилюдный, а приватный.Так что за «именной вызов» большое спасибо. Но повод! Ну, пел. Из-за этакой чепухи родителей в школу тягать?! Господи, да если вы с первоклашками не можете справиться, угомонить, что же будет потом? Потом было много интересней.Школьные годы, они вообще – чудесные. Так в песне поется.Меня вызывали за то, что:[i]– кидался портфелем;– получил сразу две двойки;– расквасил нос однокласснику;– ему расквасили нос, но начал он;– вертелся на уроке;– наконец, главное – ОПЯТЬ НЕ ПРИНЕС В ШКОЛУ СМЕННУЮ ОБУВЬ И БЫЛ ОТПРАВЛЕН ДОМОЙ![/i]Да, конечно, ноги надо беречь. Особенно детские. Чтобы не потели, не парились… Но не до такой же степени, чтобы не пускать в школу, отправлять домой, а потом ставить за пропущенный урок двойку! И это все, заметьте, начальная школа. А что началось в старших классах!..Начались драки. А кто не дрался?! Вы назовите! Нет, я жду!!! Да и что там за драки…Ну пацаны же, возня от переизбытка сил. Сегодня – ему в ухо, завтра он – «по балде». Все «чин чинарем».Кстати, а это, уж простите, вопрос к учителю физкультуры: чего ж вы так их слабо нагружаете в спортзале, если у них сил хватает еще и кулаками махать после уроков?! Бывает, конечно, не до шуток.Мой однажды еле приполз домой. В этой самой «возне» моему мальчику угодили по… ну, этому самому… по причинному, короче, месту. Дело дошло до травмопункта, а там заведено: если травмированный поступает из школы, с урока или перемены, считать чрезвычайным происшествием. С заведением административного дела. Его и завели – на того бедолагу-одноклассника, который неловко ногой махнул.Но ведь не нарочно же! Я же не зверь, я понимаю! И этого Женьку я отлично знаю: парень нормальный, и отношения у них всегда были хорошие, и живот у моего прошел на другой день – к утру. Бесследно.А «дело» уже есть! «Телега» накатана! А я оказываюсь в дурацкой ситуации, ибо мне теперь надо идти в милицию и писать «отказное заявление», мол, не имею претензий к такому-то за то-то и то-то! А попробуй не сходи, не напиши, опять в школу потянут! Я ж им показатели порчу – этим «незакрытым ЧП». Сходила, написала, мамаша Женькина мне спасибо сказала. Одна радость, да только что мне ее спасибо, когда мне на работе прогул засчитали?…Ну и надо ли говорить, что продолжались вызовы в связи с упорным нежеланием моего сына переобуваться. С очень удобной «отмазкой», беспроигрышной и вечной: «Забыл!»Сменку, учебник, тетрадь, ластик… Профессиональный школьный склероз.Может, я тупая или чего не понимаю, но почему за это «забыл» ставятся двойки? То есть не за то, что не ответил, не решил или не выучил, а за это?! Забыл принести фломастеры, и за это – двойка по биологии?! А он как раз про инфузорию туфельку все как есть вызубрил! Обидно. И где логика? «Пара», потом «пятерка», а в среднем – что? Правильно: два плюс пять, делим пополам, получается 3,5. Которые мы и имеем в четверти с тенденцией чаще вниз, чем вверх.Слушайте, но была же некогда такая оценка – «за прилежание»! Между прочим, сколько помню, «котировалась» она не меньше, чем «поведение». Сейчас отменили. Но ясно же, что все эти «забыл», «не принес», «не купил вовремя учебник» и даже «опоздал на урок» – из области именно «прилежания», а не знания конкретного предмета. Вот за его отсутствие и наказывайте. Не возражаю.А фломастеры и инфузории в одном флаконе – никак!Нет, конечно, чего лукавить: были, были у нас преступления и пострашней забытой сменки.Курить в таком возрасте – беда, а курить в школьном сортире, куда в любой момент может ворваться та же завуч, это – да! Набить морду однокласснику – это тоже «да». Хотя этого самого одноклассника не раз ловили на том, что он тырил по карманам – и не только мелочь, а еще и мобильники. Ну ладно, согласна, все равно не метод.И опять двойки, и опять прогулы, а ведь годков-то «мальчику» уже не семь-восемь, уже десятый, предвыпускной класс, уже чего-то надо решать, куда-то, блин, стремиться, на что-то, черт возьми, нацеливаться.А мой опять ухитрился прогулять. Да еще контрольную по химии. Да еще не просто из школы сбежать, а в раздевалке спортзала отсидеться – типа, его там никто не найдет.Ага. Щас! Не нашли! Как миленького! И прозвучало сакраментальное: «К завучу! С родителями!» И вот я сижу в до слез знакомом кабинете и слышу до слез знакомое: «Надо решать…ты уже взрослый…ты должен отвечать за свои поступки…школа – не богадельня…государство тратит немереные деньги на твое образование…тебя никто не будет тут держать за «красивые глаза»… И ведь права, права, на сто процентов права! Я сижу повесив голову и крыть мне нечем, только остается бить себя в грудь и каяться: да, мол, безобразие, срамота, приму меры.Какие? Нет у меня никаких мер, да и у кого они могут быть? Сколько популярной педагогической литературы ни читала, а что-то не встречала книжки под названием «Как выжить с тинэйджером». Про младенцев – пожалуйста, про подростков – ноль.Вот и приходится пучить покаянно глаза на завуча и кивать головой: да-да, вы абсолютно правы, конечно-конечно… А в голове, как назло, совершенно некстати вертится: «И в моральном, говорю, моем облике, есть тлетворное влияние Запада».То есть как раз кстати:– А почему ты в джинсах?! Разве ты не знаешь, есть постановление, что учащиеся должны приходить в школу в брюках?!Бац! Это по мне. По моему бюджету. Я-то, дура, радовалась, что спихнула хоть одну проблему – с одежкой. А тут опять расходы?! Но что я могу сказать? Спорить с ней? Говорить, что у нас свободная страна? Что джинсы – те же брюки, штаны, то есть? Плевать, иными словами, против ветра? Да мне же ее, в конце концов, просто жалко, эту старую училку. Она ведь тоже не знает, что с ними делать.