ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ – ТО, КОТОРОЕ ПОКУПАЮТ
– Строительная компания должна быть универсальной. Только тогда она сможет выжить, жить и продвигаться в нашем сложном и постоянно меняющемся сегменте рынка. Универсальность дает возможность работать лучше: когда есть свое производство (а ОСК имеет собственный домостроительный комбинат в Подмосковье), можно и оптимизировать себестоимость строительства, и самого себя кредитовать теми же строительными материалами, и гибко инвестировать в строительство. Если же только инвестировать, в какой-то момент можно остановиться и прекратить работать.…– Мы выбрали домостроительный комбинат «Нарострой», который производит 100–150 тысяч квадратных метров железобетона в год. Это, с одной стороны, относительно небольшой процент строительной индустрии московского региона, зато с другой – комбинат настолько гибок, что может легко перейти на производство новой продукции, которая в данный момент востребована рынком.– Монолитное домостроение, конечно, более перспективно. Но нельзя забывать, что в нашей промышленности работают тысячи людей. Масштабное панельное домостроение создает им рабочие места, так что его в принципе невозможно отодвинуть на второй план. В Москве «панель» уже не может считаться безусловным приоритетом, а вот в области, при застройке ее столичными домостроительными комбинатами, она будет иметь право на жизнь еще лет пятнадцать.– Все зависит от места. Если где-то есть возможность построить панельные дома и сделать это быстро и качественно, конечно, мы делаем. Если такой возможности нет – это ведь типовое домостроение – сразу «привязываем» монолитные. Конечно, «монолит» и «панель» – совершенно разное жилье, но и то, и другое абсолютно качественное. А какой именно дом строить, должен определять рынок, то есть спрос. Пока есть спрос и возможность строить панельные дома, мы от них не откажемся.– По моему мнению, сейчас в столице панельное домостроение должно составлять не более 30%. В области, я думаю, – 60–70%. Это огромная территория, огромная возможность отселять ветхий фонд.– Если брать регионы, то, к сожалению, столичные производители не в состоянии туда поставлять свои железобетонные изделия, а собственная промышленность в некоторых городах только начинает развиваться, кое-где пока почти на нуле. Так что перспективы панельного домостроения везде разные. Многое зависит не только от местных условий, но и от региональной политики, и от экономики самого региона.– Уже несколько лет мы исходим из того, что нужно строить доступное жилье. Доступное жилье – это то, которое покупают. Мы ориентируемся на спрос и стараемся ему соответствовать. Доходность же что в Москве, что в регионах одинакова. Все, кто хотел уехать из провинции в столицу, уже уехали, и сейчас в других городах такой же спрос на жилье, как в Москве, а иногда и выше. Цены тоже почти столичные, если соотнести их с уровнем доходов.Сейчас мы строим в Нижнем Новгороде, Воронеже, Ярославле, Владимире, причем разные дома. В Подмосковье, например, большим спросом пользуются 1–2-комнатные квартиры, и мы возводим жилье с набором этих квартир. В Воронеже был проект на берегу водохранилища, вроде комплекса «Алые паруса», только в белой цветовой гамме. Там пользовались спросом большие площади. Мы вычислили этот сегмент рынка, осуществили проект, построили два дома с квартирами в 90–150 квадратных метров. В Туле есть дома, квадратный метр в которых стоит 1000–1200 долларов, и местные жители такое жилье охотно покупают. Везде есть состоятельные люди, есть платежеспособные представители среднего класса. Главное – предложить им то, что они хотели бы иметь.– В российских городах огромное количество собственных инвесторов, и нам приходится с ними конкурировать. Это хорошо: на региональном рынке нет застоя. Единственная проблема – найти хорошие подрядные организации. В Москве их сейчас стало намного больше – благодаря политике столичных властей строительные организации возродились. В регионах этот процесс только начинается. Наше основное конкурентное преимущество – возможность вложить деньги, произвести дорогую застройку. Там также нужны детские сады, облагороженные территории, паркинги. Люди везде хотят жить по-человечески.– Цены на квартиры расти не перестали. Правда, теперь они поднимаются не так быстро, как в последние несколько лет. Еще в прошлом году я прогнозировал, что они не должны так сильно расти, и рост в 2004-м предполагал процентов 7. Так и получилось, летом даже был застой в продажах. Но летний кризис не показателен для рынка, поскольку связан с субъективными моментами.– Например, с высказываниями некоторых крупных руководителей, которые просто перепутали понятия дешевого и доступного жилья. Президент говорил о доступном жилье – то есть о том, которое можно купить. Но он ни словом не обмолвился о жилье дешевом. А чиновники развили эту мысль до того, что жилье должно дешеветь. А почему оно должно дешеветь, когда стройматериалы дорожают, жизнь дорожает, зарплаты растут – и не только в Москве, но и в регионах? Из-за этой путаницы продажи буксовали, а покупатели ждали мифического снижения цен. В результате с мая до августа число покупок квартир сократилось раза в три. Это много, а для мелких компаний и вовсе катастрофично.– В августе ситуация стабилизировалась, в сентябре цены начали расти, и сегодня мы на том же уровне спроса, какой был до этого надуманного кризиса.– Инвестиции в жилье по-прежнему остаются самым выгодным средством вложения. Огромное количество частных инвесторов покупают квартиры на первом этапе строительства, а готовые потом продают, получая гарантированные 8–16% годовых. Квартира ведь чем хороша? Ее можно продать, сдать в аренду, на крайний случай – в ней можно жить.– Мы начали работать со Сбербанком России, и могу сказать, что количество клиентов, желающих получить ипотечные кредиты, возросло. Потому что первый взнос, который составляет всего 10%, – вполне приемлемый вариант. По статистике, клиенты, которые берут ипотечные кредиты, имеют около половины суммы стоимости квартиры, а те, кто только 10% , пока не решаются.Работа со Сбербанком показала, что каждый день и даже каждый месяц в психологии людей что-то меняется. Во-первых, Сбербанк вызывает большое доверие, во-вторых, он в состоянии дать кредиты на срок до 10–15 лет, и это подталкивает ипотеку.– В какой-то степени условие, но, конечно, и жест. Хочется, чтобы после нас было комфортно. Конечно, что-то можно сделать дешевле, но если уж нарисован в проекте детский садик, надо сделать его красиво. Кстати, архитектурная привлекательность объекта, наполненность социальной инфраструктурой стимулируют повышенный спрос, так что нам это тоже выгодно. В Одинцове, например, мы построили большой коттеджный поселок, наверное, самый большой в области, сейчас там достраивается огромный, комфортабельный, достаточно продвинутый лицей. Понятно, что наличие такого лицея увеличивает спрос на квартиры.– Половину – москвичи, процентов 25 – местные жители, остальные – покупатели из регионов. Причем москвичи покупали квартиры не для того, чтобы продать, а чтобы в них жить. Желание жить за городом – норма для западных стран. Для столицы оно тоже становится нормой.