История песни
Фаина и Иван МИТРОФАНОВЫ»[/b]Неисповедимы песенные судьбы. Есть песни, поначалу обретающие шумный успех, всюду звучащие, а потом надоевшие, исчезнувшие навсегда. А эта песня – надолго. Ее помнят и любят. А ведь ей уже за тридцать. История же песни такова.В 1971 году на «Мосфильме» была завершена многомесячная работа над семисерийным фильмом «Тени исчезают в полдень», снятым для телевидения по мотивам романа А. Иванова режиссерами В. Краснопольским и В. Усковым. Семь вечеров неторопливый эпический рассказ о делах и событиях минувших дней предварял трогающий душу напев звучавший то в соло струнных, то в оркестре. И лишь в пятой серии этот напев, наконец-то обратился в песню, прозвучавшую за кадром.Об обстоятельствах ее создания я успел расспросить в свое время одного из авторов песни – заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии СССР, композитора Л. Афанасьева. «В работе композитора, пишущего для кино, – заметил Леонид Викторович, – самое главное и трудное – найти единый музыкальный ключ ко всему, что потом будет облечено в действие, в актерскую игру. Когда мы с режиссерами картины начали работу, то нередко у меня дома подолгу сидели вместе у рояля, обсуждая перипетии сюжета и возможное музыкальное решение отдельных сцен. И я никак не мог найти этот заветный ключ. Однажды, накануне очередной такой встречи, я шел по Тверской (тогда еще улице Горького), и вдруг – какое-то прозрение: во мне звучит мелодия, я ее слышу четко и ясно. Однако на Краснопольского эта музыкальная тема поначалу не произвела никакого впечатления. Я не стал спорить, а через месяц вновь проиграл эту мелодию режиссеру.– Ну это же совсем другое дело! – резюмировал он…Когда, некоторое время спустя, я сказал ему, что не изменил ни одной ноты, Володя рассердился: «Что ты меня разыгрываешь?..» Уже было снято несколько серий, и тут стало ясно, что без песни в фильме не обойтись. Пригласили поэта Игоря Шаферана, и он сочинил к мелодии главной темы слова.Песня «Гляжу в озера синие…» стала, по существу, первой совместной работой поэта и композитора. Их творческое содружество продолжилось потом и в 19-серийном телефильме «Вечный зов».А песню в картине «Тени исчезают в полдень» спела народная артистка России Екатерина Шаврина. И спела так, что она надолго стала «визитной карточкой» певицы. Так в свое время случилось с песней Григория Пономаренко «Тополя», запомнившейся многим именно в ее исполнении.– Но и «Тополя», и «Восемнадцать лет», и некоторые другие «мои» песни, – вспоминает певица, – ко времени появления «Озер» остались где-то в прошлом. С этой же началась как бы вторая моя жизнь на эстраде. И вот уже более трех десятилетий (подумать только!) я неизменно включаю песню «Гляжу в озера синие…» в программы своих концертов. Всякий раз волнуюсь, исполняя ее, и вижу, как волнует и трогает она людей. Потому, наверное, что согрета чувством родной нашей русской земли.Мне же оставалось познакомить певицу с почтой нашей рубрики, в которой часто встречаются названия упомянутых ею песен про тополя и про то, что «в жизни раз бывает восемнадцать лет». О других ее песнях, заверяю вас, дорогие наши читатели, рассказ у нас впереди.[b]Гляжу в озера синиеСлова Игоря ШАФЕРАНАМузыка Леонида АФАНАСЬЕВА[/b][i]Гляжу в озера синие,В полях ромашки рву…Зову тебя Россиею,Единственной зову.Спроси-переспроси меня –Милее нет земли.Меня здесь русским именемКогда-то нарекли.Гляжу в озера синие,В полях ромашки рву…Зову тебя Россиею,Единственной зову.Не знаю счастья большего,Чем жить одной судьбой,Грустить с тобой, земля моя,И праздновать с тобой!Красу твою не старилиНи годы, ни беда.Иванами да МарьямиГордились мы всегда.Не все вернулись соколы, –Кто жив, а кто убит…Но слава их высокаяТебе принадлежит.Красу твою не старилиНи годы, ни беда.Иванами да МарьямиГордились мы всегда.Не знаю счастья большего,Чем жить одной судьбой,Грустить с тобой, земля моя,И праздновать с тобой![/i]