История песни

Общество

Н. А. ГОРШКАЛЕВА,пос. НекоузЯрославской области»[/b]Рад выполнить просьбу нашей читательницы и тому еще рад, что «география» распространения нашей газеты и рубрики, судя по этому и другим письмам в наш адрес, давно уже вышла за границы столичного региона.У песни же, про которую просят рассказать, и в самом деле счастливая судьба. В архиве автора ее слов поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1989–1949) мне посчастливилось отыскать письмо, отправленное ему композитором Исааком Осиповичем Дунаевским из Ялты 11 августа 1935 года, и в нем такие строки, имеющие прямое отношение не только к знаменитому маршу из «Веселых ребят» – фильма, отметившего недавно 70-летие, но и к этой песне из «Цирка», юбилей которого грядет в наступившем году. Вот они: Письмо было отправлено Дунаевским Лебедеву-Кумачу в самый разгар работы над музыкой к фильму «Цирк». Не «Лунный вальс», не «Выходной марш» и даже не «Песня о родине», уже к тому времени написанные Дунаевским, а именно эта, казалось бы, малозначимая для будущей картины колыбельная песенка, которую должна была петь героиня Любови Орловой – американка Марион Диксон, долго не удавалась композитору, о чем свидетельствует еще одно письмо И. О. Дунаевского, на этот раз режиссеру «Цирка» Григорию Александрову (20 марта 1935 года): У Лебедева-Кумача тоже был веский повод для вдохновения и достойного отклика на «социальный» заказ композитора – семилетняя дочка Марина. В результате были написаны и прозвучали в картине даже не одна, а две прекрасные колыбельные песни – «Спи, мой мальчик» и «Сон приходит на порог». А зрители «Цирка» даже не подозревали, что поводом и стимулом к их созданию послужила трепетная любовь их авторов к собственным детям. В огромном эпистолярном наследии великого композитора немало строк, подтверждающих, что жизнь и судьба его любимого сына Евгения («Генички», как он его величал) были для Дунаевского драгоценными. Пишу об этом потому, что знал Евгения Исааковича Дунаевского (1932–2000) более четырех десятилетий, дружил с ним и участвовал в той, быть может, малоизвестной и невидимой миру битве за честь и память о великом И. О. Дунаевском, которую вел все эти годы его сын – удивительно цельный и поразительно скромный человек, талантливый живописец.До сих пор остается немало охотников посплетничать вокруг биографии Дунаевского. И можно только поражаться, как в дни подготовки 100-летнего юбилея отца Евгений Дунаевский сумел объединить в этой битве совершенно разных людей – журналистов, музыкантов, артистов, а сам при этом оставался в тени, поскольку был к тому времени, по существу, уже смертельно больным человеком. Это был, я в этом глубоко убежден, его гражданский и сыновний подвиг.[b]Сон приходит на порогСлова В. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧАМузыка И. ДУНАЕВСКОГО[/b][i]Сон приходит на порог,Крепко-крепко спи ты.Сто путей, сто дорогДля тебя открыты!Все на свете отдыхает:Ветер затихает,Небо спит, солнце спит,И луна зевает.Спи, сокровище мое,Ты такой богатый:Все твое, все твое –Звезды и закаты.Чтобы завтра рано встатьСолнышку навстречу,Надо спать, крепко спать,Милый человечек!Спит зайчонок и мартышка,Спит в берлоге мишка,Дяди спят, тети спят,Спи и ты, малышка!..[/i] Эта и другие песни И. О. Дунаевского прозвучат в прямом эфире «Радио Подмосковья» 30 января в музыкальной передаче «В низенькой светелке» в 19.00.

amp-next-page separator