Неистовый Реварсавр

Общество

[b]К первой годовщине Октября композитор Авраамов предложил правительству свои услуги. Он сказал, что был бы рад продирижировать Героической симфонией собственного сочинения, а исполнят ее гудки заводов, фабрик и паровозов: «Я сделаю настройку этих музыкальных инструментов при соответствующем мандате Совнаркома. Слово за вами, товарищ Луначарский!»Луначарский:[/b] «Это было бы величественно! Я немедленно доложу о вашем предложении товарищу Ленину. Но, признаюсь, я не очень уверен, что он даст согласие на ваш гениальный проект. Владимир Ильич, видите ли, больше любит скрипку, рояль…» «Рояль! Ну, эту… интернациональную балалайку с педалями… я, во всяком случае, перестрою!» Чем прославился революционный Арсений Авраамов, для краткости – Реварсавр? Сегодня о нем знают разве что студенты консерватории, изучающие эксперименты 1920-х. Главный редактор «Российской музыкальной газеты» Сергей Румянцев 15 лет писал об Авраамове книгу «Таинственный казак, или Жизнь и приключения Авраамова Арсения», которая до сих пор не вышла в свет.Арсений Авраамов, ученик Танеева, почитатель Скрябина, выдвигает теорию натуральной системы тонов. Арифметика доказывает, что октава может состоять из 48 звуков взамен 12!..Реварсавр поселяется в Чедомосе – Четвертом доме Моссовета, бывшем небоскребе Нирнзее. Отопление отключено. Околевающий композитор бегает греться к Есенину, в соседний переулок, но не перестает изобретать музыку новой эры. Короче говоря, Новмузэра зародилась в Чедомосе.«Молчите, музыка и пенье. Фабричные гудки дают концерт. Аккомпанируют ружейные и пушечные залпы. Солирует Гудковый орган во дворе МОГЭСа – паровая магистраль, утыканная трубками с насаженными на них свистками и сиренами. Дирижирует автор – флагами, с крыши 4 этажного дома». «Гудковая симфония» Авраамова исполняется в строгом соответствии с партитурой, которая хранится в Музее музыкальной культуры имени Глинки.Эксперимент Реварсавра направлен на поиск звукового аналога массового уличного действа. Неслыханная музыка потрясала Первопрестольную дважды: на праздновании 5-летия Октября и на похоронах Ильича, когда аранжированные Авраамовым гудки издавали стон, рвущийся из стальных недр машин. Прохожие падали. Странные утробные звуки то ревели попеременно, то сливались в громоподобный унисон, а когда затихали, воздух очень долго вибрировал. Сохранились уникальные кадры: партию ударных ведут орудия, установленные композитором на Москворецкой набережной.Кто он и откуда,русский основоположник индустриального направления мирового музыкального авангарда? Реварсавр, он же Арс Новый, он же просто Арсений Михайлович Авраамов, – донской казак с хутора Малый Несветай, сын есаула. Успел побывать в образе матроса, циркового жонглера, правительственного комиссара искусств, деятеля Пролеткульта. В 21-м был вычищен из рядов ВКП(б) за «неукротимое женолюбие».«В вас мою веру исповедую»,– признался Авраамов имажинистам Есенину и Мариенгофу и разработал для них теорию стихосложения.С поэтическими хулиганами Реварсавра роднила дерзость. Пьесы для перестроенного рояля, или ревопусы, он исполнял при помощи садовых граблей и однажды продемонстрировал свое искусство коллегии Наркомпроса. Во время прослушивания 18 ревопусов у Луначарского разыгралась мигрень, и он горстями глотал пирамидон. «Наш имажинистский композитор», – похвалил Авраамова Мариенгоф.Имажинисты собирались в «Стойле Пегаса» или «Кафе поэтов» на Тверской. Имажинистский композитор вывел в свет свою суженую, Ольгу. Есенин: «Арсений, неужели ты до сих пор живешь с этой толстушкой?» – она разрыдалась, кинулась прочь, поэт догнал и пал ниц – поэт и толстушка протанцевали весь вечер.Она вспоминала, что Есенин был нежен, как девушка.20 лет спустя: Малая Якиманка, 19. Кишащая тараканами перенаселенная коммуналка. Здесь прошло детство Германа Арсеньевича, сына композитора. Временами пенсионер навещает руины отчего дома. Родители, шестеро огольцов и рояль теснились в двух комнатках. Если гость засиживался заполночь, хозяйка предлагала спальное место на выбор: на рояле или под ним.Была у Реварсавра грива золотая – стала серебряной. Дети недоедают, но все как один музыкальные! Чиновники от культуры считают их отца безумцем. Но это он, Авраамов, в 1927-м, на гастролях во Франкфурте, покорил Европу, доказал преимущества своей 48 тональной системы! Это он, Авраамов, первым провозгласил пришествие научно-технической эры музыки и снял первую в мире искусственную фонограмму! Он работал с Терменом, участвовал в создании синтезатора «Скрябин», возглавлял лабораторию синтетического звука, записывал фонограммы первых звуковых лент...19 мая 1944 года Арсений Михайлович поехал в Музфонд на Миусскую за гонораром. На обратном пути, в трамвае, все деньги – месячный доход многодетной семьи – стянул карманник. Вагоновожатый остановил трамвай: коли безденежный, топай. И старый музыкант потопал под палящим солнцем на свою Малую Якиманку. Его обгоняли трамваи. Но унижаться, попытаться сесть в вагон он больше не пытался. А у него было больное сердце. Домой приплелся чуть живой. Попросил жену набить трубочку, сделал затяжку и потерял сознание. Дети в ужасе бросились во двор. Вдруг крик: «Папа умер!» И следом – раскат грома. Детские слезы смешались с дождем.Его похоронили на Даниловском. Семья, по бедности, не сумела поставить памятник, и безымянная могила постепенно затерялась.

amp-next-page separator