«Мы из джаза». Часть вторая

Развлечения

На конкурс было заявлено более восьмидесяти исполнителей. География была самая широкая – от Индонезии до Калифорнии. После тщательного отбора, который провело почтенное жюри, осталось двадцать кандидатур. Из 10 российских участников, прорвавшихся через тщательный отборочный тур, восемь представляют столицу. Остальные – ближнее и дальнее зарубежье. Есть представители Франции, Германии, Болгарии, Люксембурга, Армении и Азербайджана.По словам председателя жюри конкурса композитора Даниила Крамера, уровень выступающих весьма представителен – аутсайдеров здесь нет. Группа ярко выраженных лидеров из семи человек вообще способна потрясти воображение самых искушенных любителей джазового искусства. Идея конкурса вызвала мощный международный резонанс задолго до начала проведения. Во-первых, он будет проходить под эгидой ЮНЕСКО.Во-вторых, весь инструментарий джазистам любезно согласилась представить фирма «Ямаха» (в представлении не нуждается). В третьих, в состав жюри вошли звезды мирового джаза – имена, перед которыми почтенно снимают шляпу любители джазового искусства. Среди них – «Маэстро Джаз» из Франции, профессор Парижской консерватории пианист Марсиаль Соляль (он, кстати, в формате конкурса даст единственный концерт в Москве), руководитель одного из самых крупных в Европе джазовых фестивалей (в Монтре) Тьерри Ланг и поляк Анджей Ягодзиньский.Главная интрига конкурса в том, что во втором туре будет задана тема, вокруг которой на следующий день музыканты продемонстрируют уважаемому жюри свой блистательный импровиз. Таким образом, конкурсанты будут проверены на вшивость – джаз по определению предполагает умение виртуозно импровизировать на любую заданную тему.Для того чтобы направить разговор в нужное русло, один из участников жюри композитор Игорь Бриль пустил в ход тяжелую артиллерию – статистику. По его словам, только в Швейцарии в год проводится 53 каталожных (то есть официальных) джазовых фестиваля. Во Франции – почти полторы сотни. И вообще – вся современная музыка на одну треть состоит из классики, еще на одну треть – из фолка, и еще на треть – из джаза. У нас же джаз до последнего времени находился на положении нелюбимого дитяти у «Госпожи культуры».Но времена меняются. По замыслу организаторов, конкурс должен прорубить окно в Европу молодым и подающим надежды джазистам – как российским, так и из стран СНГ. Внушают глубокое и искреннее уважение размеры денежных премий победителям.Лауреат, занявший первое место, получит 30 000 рублей. Второе место «весит» чуть поменьше – 8 тысяч американских рублей. Третье – шесть. Четыре участника третьего, финального тура, не ставшие лауреатами, получат внушительный утешительный приз – по тысяче зелеными.Но дело даже не в деньгах. По словам Бриля, такого рода конкурсы обеспечивают многим его участникам поистине «молниеносный проюс». «В России ведь сейчас как – для того чтобы тебя узнали, надо дать пятьсот концертов в разных точках страны, четыреста раз показаться по телевизору, триста раз встретиться с журналистами, – поразмышлял вслух Игорь Бриль, хорошо знающий предмет. – Тогда, глядишь, тебя и начнут узнавать. А конкурс может сразу обеспечить участникам и лауреатам выход на международную арену…» Самый дорогой билет на гала-концерт маэстро Соляля будет стоить семьсот рублей. Скажем прямо – для тех, кто бредит джазом, не самая смертельная сумма. Конкурс планируется проводить в России раз в два года. Похоже, с легкой руки столичных властей и Федерального агентства по культуре и кинематографии джаз может получить в Москве второе рождение. Глядишь, и снимет Карен Шахназаров вторую часть своего нашумевшего «Мы из джаза». С такими крестными отцами любой «гадкий утенок» имеет все шансы в предельно сжатые сроки превратиться в прекрасного лебедя.

amp-next-page separator