$1000000 или смерть

Развлечения

Фильм Клинта Иствуда «Малышка на миллион», триумфальный четырехкратный оскароносец этого года, на общем фоне демонстрирующейся у нас американской кинопродукции производит впечатление удивительное. Лишь пару раз в кадре мелькнут знаменитые, тысячу раз виденные в иных фильмах небоскребы с неоновыми призывными вывесками на первом этаже – лживый символ сытой, благополучной, манящей страны, где у всех все хорошо… Наконец-то с экрана пахнет настоящей Америкой – одноэтажной страной простых людей, романтичных и прагматичных, сентиментальных и жестоких, их тяжелым трудовым потом, их мятыми, засаленными в карманах долларами.Старый тренер Фрэнки (его играет сам Иствуд) живет тем, что держит тренажерный зал для боксеров. С ним на паях – старый негр (Морган Фримэн – «Оскар» за лучшее исполнение мужской роли второго плана), когда-то едва не ставший «чемпионом на миллион долларов».Вместо миллиона его отделали на ринге так, что он потерял один глаз. И Фрэнки, молчаливый и суховатый старик-тренер, никогда не признается ему, что винит в этом себя. Именно старый чернокожий неудачник рассказывает зрителю простую и страшную историю еще одного неудачного воплощения «американской мечты».Однажды к Фрэнки приходит молодая девушка Мэгги. Она из очень простой семьи – а старый негр, не питающий иллюзий по поводу общества, в котором живет, определяет еще проще: «из общественных отбросов'BB. Но Мэгги талантлива и упряма. Она хочет стать «чемпионом на миллион» и знает, что сделать из нее настоящего боксера может только старик Фрэнки. И негр-напарник уговаривает Фрэнки, усталого мелкого бизнесмена, на досуге предпочитающего вовсе не боксировать, а читать в оригинале сложные мифологические поэмы Йейтса на древнем языке своих предков (предки Фрэнки – выходцы из Ирландии), заняться спортивным воспитанием Мэгги.Клинт Иствуд – правдивый и жестокий художник, и рассказанная им история сразу нескольких американских золушек-неудачниц, причем золушками в понятном смысле оказываются и сильные грубоватые мужики почтенных лет, заканчивается трагически. Но это американский вариант «оптимистической трагедии» – искалеченная на ринге героиня, которая уже никогда не сможет стать чемпионом и жить с миллионом, не хочет жить вообще. Зато умирает с мыслью, что все-таки попыталась осуществить мечту. Более того – почти преуспела, а трагическая случайность может помешать каждому.Такой душераздирающий американский оптимизм, поданный с типично иствудовской хмурой и мужественной сентиментальностью, может рассказать об американском национальном характере куда больше, чем крутые триллеры, многочасовые фрески или молодежные комедии. Внимательному зрителю он расскажет кое-что важное и об истоках американского патриотизма – вовсе не вымышленного газетной пропагандой, а вырастающего из самой гущи той жизни, кусок которой вполне реалистично показал в своей новой работе крупный мастер, начавший в Голливуде с черной работы, как все золушки, и оказавшийся «киноковбоем на миллион долларов».

amp-next-page separator