Полярники во льдах Орехова-Борисова
– Идея кругосветного путешествия в границах Северного полярного круга не нова, до нас ее осуществляли многие путешественники, – рассказывает Владимир Семенович. – Но каждый предшественник пользовался на разных этапах разными средствами передвижения: собачьими упряжками, катерами, лодками, яхтами, вертолетами; иногда к этому перечню добавлялись дельтапланы и лыжи… Мы же захотели создать транспортные средства, способные полностью преодолеть замкнутый арктический маршрут.Здесь вы видите четвертое поколение наших вездеходов. Вообще с самой первой версии машин мы постоянно их улучшаем: повышаем проходимость, плавучесть, надежность, комфортность.Колесные вездеходы собраны в мастерских «Арктики» из различных комплектующих: корпуса сварены в России, дизельные моторы немецкие… Главное же, что поражает неискушенного в автомобильных арктических путешествиях человека – бобруйские шины сверхнизкого давления. И по внешнему виду, и на ощупь они сильно отличаются от привычной по легковушкам «обувки».Репортеру «ВМ» удалось прокатиться в вездеходе по заснеженной глади Верхнего Борисовского пруда (увы, лишь в качестве пассажира). Ощущения необычные: кажется, будто плывешь на корабле по невидимым волнам, покрывающим белое безмолвие. Несмотря на скромные размеры машины, экипажу из четырех человек внутри довольно комфортно, а сильнейшая печка моментально заставляет снять шарф и шапку. Но вот на пути – резкий подъем, снежная дюна, и двигатель, не справившись с препятствием на пониженных оборотах, глохнет. Тронуться с места получается не без проблем: «бастует» сцепление.– Это первый выезд машины из мастерской, – комментирует «бортинженер» (а по совместительству – фотограф и видеооператор экспедиции) . – Не сомневайтесь: через пару дней оба агрегата будут бегать и плавать без проблем.Вездеходы Чуков собирается отправить в Воркуту по железной дороге завтра. Еще несколько дней спустя вдогонку за машинами поедут сами полярники. Во льдах и в открытой океанской воде они собираются провести чуть больше месяца. Предстоящее путешествие – по сути, разведка перед третьим этапом «Полярного кольца» Россия – Гренландия – Канада. Как уже рассказывала «ВМ», «Арктика» намеревалась совершить трансконтинентальный переход еще в прошлом году. Увы, тогда подвели белорусские поставщики: так затянули с поставкой комплектующих, что старт оказался под угрозой.– Не проверив машины, мы в разобранном состоянии погрузили их на железнодорожные платформы, – вспоминает Чуков. – Готовить к старту их пришлось на станции Лабытнанги в тридцатиградусный мороз. Поскольку в экспедицию уже были вложены серьезные деньги, мы все-таки рискнули дойти до ближайшей к полюсу точки Евразии – архипелагу Северная Земля. Две оставленные там машины наши специалисты навестили зимой, «реанимировали» и подготовили их к возвращению. Поэтому теперь планируем стартовать из Воркуты к западному побережью Ямала, вплавь достичь острова Диксон, затем заберем старые машины и Карским морем вернемся на материк. Рассчитываю, что эта разведка боем сильно упростит нам решение отложенной на следующий год задачи (путешествия через Северный полюс до Канады), а также сплотит экипаж.В нынешнем составе команды «Арктики» – восемь полярников и пес. Профессиональный заводчик ездовых собак из подмосковного Пущина впервые вошел в экипаж Чукова в прошлом году. Сейчас он, как и тогда, берет с собой в экспедицию вожака ездовой упряжки, а на будущий год намерен добавить к нему еще две-три собаки. Если же кругосветную эпопею удастся завершить согласно плану (для этого через 2–3 года необходимо организовать заключительный этап – переход от Чукотки до Канады), в 2008 году Помелов намерен устроить трансарктическую экспедицию на собачьих упряжках.Впрочем, это перспектива. Об итогах же предстоящего перехода «Арктики» мы расскажем читателям в мае.[b]ДОСЬЕ «ВМ»