Евреи и революция

Общество

Цель подобных заявлений очевидна. Это попытка возложить ответственность за все беды России после Октября на евреев, разжечь ненависть к ним в обществе. Да ладно бы нацисты! К сожалению, даже такой известный публицист демократической направленности, как доктор философских наук Александр Ципко, тоже недавно утверждал, что «еврейская революционная молодежь была главной силой революции».В основе подобных заявлений — незнание элементарных исторических факторов. А факты эти свидетельствуют о том, что евреи были в обоих противостоящих политических лагерях.Нередко раскол имел место даже в отдельных семьях. Еврей Я. М. Свердлов был председателем ВЦИКа Советов, а его родной брат Зиновий, усыновленный до революции Максимом Горьким и носивший фамилию Пешков, был активнейшим противником большевизма.Когда ночью 25 октября 1917 года матросы захватили Зимний дворец, ими командовал русский Антонов-Овсеенко, а комендантом дворца был видный эсер, инженер по профессии, еврей Петр Рутенберг.А как встретили большевистский переворот бундовцы — члены еврейской социал-демократической партии? Узнав об обстреле крейсером «Аврора» находившихся в Зимнем дворце министров Временного правительства, руководство «Бунда» выступило на II Всероссийском съезде Советов с резким протестом. В нем говорилось: «События, происходящие в настоящий момент в Петрограде, являются величайшим несчастьем! Группа «Бунд» присоединяется к декларации меньшевиков и социалистов-революционеров и покидает съезд. Наш долг перед русским пролетариатом не позволяет нам остаться здесь и принять на себя ответственность за это преступление».Многие евреи принимали участие в вооруженных формированиях Белой Армии, в том числе и в Добровольческой армии генерала Корнилова. В начале 50-х годов, когда автор этих строк находился в сталинском лагере в Кировской области, моим соседом в бараке был врач Марк Лазаревич Гринберг. Уже в третий раз он был арестован советскими органами безопасности за участие в Добровольческой армии, где он возглавлял медицинскую часть одного из армейских подразделений.Сотни тысяч евреев покинули после революции Россию. По свидетельству известного историка Вальтера Лакера, «доля евреев среди эмигрантов оказалась гораздо выше, чем в среднем по стране». Среди эмигрантов, вынужденных покинуть Россию после Октябрьского переворота, было значительное число евреев — видных деятелей антибольшевистских партий — конституционных демократов (кадетов), эсеров, меньшевиков, бундовцев, принимавших активное участие в борьбе с коммунистами, представителей торгово-промышленных кругов.В 1921 году из страны был выслан лидер меньшевиков Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум). В начале 1922 года такая же судьба постигла другого лидера меньшевиков — Дана (Ф. И. Гурвича). В эмиграции Мартов и Дан основали и редактировали журнал «Социалистический вестник», занимавший бескомпромиссную позицию в отношении Ленина и его соратников.А какова была судьба тех, кто остался в России, не разделяя взгляды большевиков? Уже летом 1922 года состоялся процесс над руководством партии эсеров.Среди 15 обвиняемых, приговоренных к смертной казни, были евреи А. Р. Гоц, М. Я. Гендельман, Л. Я. Герштейн. И хотя под давлением международной общественности они тогда были амнистированы, позднее их снова арестовали и казнили. В начале тех же 20-х годов, не успев бежать из России, был арестован один из лидеров меньшевиков Марк Либер (М. И. Гольдман), его сослали в Среднюю Азию, а в 1937 году расстреляли. А ведь после Февральской революции он был членом исполкома Петроградского совета и входил даже в состав президиума ВЦИКа.Измышления нацистских изданий о «главенствующей роли евреев» в революции вполне адекватны тому, что содержится в известных фашистских «Протоколах сионских мудрецов». Они даже не понимают, что своими домыслами не защищают, а оскорбляют русский народ. Вспомним, что говорил по этому поводу Павел Николаевич Милюков, лидер партии кадетов, министр иностранных дел в первом составе Временного правительства: А вот что писал в начале 20-х годов один из основателей партии кадетов, депутат Государственной думы всех созывов Федор Измайлович Родичев: Ф. И. Родичев высказывал убеждение, что большевизм не может принести блага еврейству.Большевики Все евреи не могли поддерживать большевизм уже хотя бы потому, что значительная часть из них в дореволюционной России была связана с торгово-предпринимательской деятельностью и потому никак не могла приветствовать экономическую и социальную политику коммунизма.Те же евреи, которые принимали участие в революции, не отождествляли себя с еврейством как таковым. Показателен следующий факт. К Троцкому однажды явилась депутация киевских раввинов с просьбой защитить их от местных властей, решивших закрыть главную городскую синагогу. Просители явно рассчитывали, что у своего соплеменника Троцкого они скорее найдут понимание и поддержку, чем, скажем, у русского Калинина или грузина Сталина.Но он не пожелал даже обсуждать с ними этот вопрос. «Я не еврей, — грубо сказал Троцкий, — я интернационалист». И это было действительно так. Утверждение, что Октябрьская революция — дело рук евреев и международного иудейства, — беспардонная ложь. И, как всякая ложь, ничего общего не имеет с действительными фактами.

amp-next-page separator