Не жизнь - феерия!
работает в пиротехническом цехе киностудии «Мосфильм» 18-й год. Он увидел фейерверк на площади – и выбрал профессию. Навсегда.— Евгений, мне кажется, ваша профессия – нечто из детства, как нереализованная мечта каждого мальчишки.[/b]— В детстве я о такой профессии даже не подозревал. Я пришел в постановочный цех после того, как увидел на одной из центральных площадей фейерверк. Но вскоре меня забрали в армию. После армии, когда я в очередной раз провалился в институт, пришел на «Мосфильм» второй раз. В отделе кадров огорошили: на пиротехников конкурс выше, чем в МГИМО. Но мне повезло – случайно оказалось место. Обучение было очень простым: делай, как я. Это сейчас новичкам даже читают какой-то курс лекций… Кто-то приходит к нам в цех с заводов, кто-то сначала работает на киностудии в другом качестве – водителем, например. Но почти никто не уходит. Из кино, по-моему, уйти просто невозможно.В создании «великой иллюзии» пиротехника играет одну из главных ролей, но и сама киношная пиротехника в некотором смысле иллюзорна. Для взрывов здесь применяется не тротил, а специальный пиротехнический состав, «имитатор взрыва» (тротиловые взрывы камера «не прочитывает»). Пулевые ранения и кровопролития имитируются с помощью «гримерной крови» («make-up blood»). В черно-белом кино для этих целей использовался шоколадный сироп. С каждым годом пиротехника применяется все шире и шире. Недавно с ее помощью стали имитировать даже снег: специальная машина распыляет мыльные хлопья.Большая часть пиротехники, начиная дымами и заканчивая фейерверками, делается прямо на «Мосфильме». Техника «допотопная», созданная умельцами 70–80-х. Они могли переделать, скажем, токарный станок в катальный. Сейчас таких уже нет.Есть заводы, которые занимаются фейерверками, но оборудование там дорогое, рассчитанное на гораздо большие масштабы, и для пиротехнического цеха «Мосфильма» оно нерентабельно.Нет денег и, например, на акваланги для пиротехников. А ведь для установки взрывов на воде нужно хорошо нырять. Сами «ныряльщики» смотрят на это философски.– Как говорил Левша, «мелкоскоп нам не по карману». Маска, трубка. Да в Москве-реке воды почти нет. В Волге было сложнее. Там трубка уже не спасала. Ну так ведь можно нырнуть поглубже, задержать дыхание. На воде взрыв делать сложнее, это ведь не асфальт – отметочку не поставишь. Устанавливается заряд обычно не очень глубоко (потому что взрываем не тротилом), но нырять все равно приходится часто.— Мне безумно нравятся фильмы с компьютерными эффектами, но… На днях посмотрел в очередной раз картину «Киндза-дза» – сделано из ничего, но это же просто гениально! Хотя, конечно, всякой бедности есть предел. В начале 90-х, когда пошел шквал фильмов про бандитов, экономили на всем, и это было ужасно смешно. В одной из картин дошли до того, что пытались сымитировать милицейскую мигалку: выкрасили в сине-красный цвет фанерный брусочек и приклеили к крыше автомобиля. Сейчас уже, конечно, другие времена, но если мы взрываем машину, то берем старую, да еще снимаем с нее что только можно. Американцы, наоборот, делают все по-настоящему.Помню, на «Святом» английская команда Джона Эванса (в американском кино эффекты, как правило, делают англичане) взорвала два новеньких «Лэндровера», прямо с завода. Только двигатели сняли. До слез было жалко… Зато наши эффекты выигрывают за счет каскадеров – у нас лучшие в мире каскадеры.Иногда с ними бывает тяжело: все стараются сделать как можно зрелищнее, то есть как можно опаснее. Сложнее всего приходится с Сергеем Воробьевым – он прямотаки маньяк своего дела! Всегда придумывает себе лишнюю работу. Для режиссера на первом месте всегда эффект, а для нас – безопасность. Или вот операторы. Снимают взрыв машины и пытаются поставить камеру чуть ли не вплотную, а мы вынуждены требовать отодвинуть ее еще метров на десять.— Воробьеву всегда приходится говорить: «Давай без фанатизма!» – но он не слушает, заходится. Что они вытворяли со Славой Ушановым у Рязанова в «Старых клячах»! И плавали на автомобиле, и по рельсам на нем ездили – это ведь не монтаж был. Кстати, они его сами сконструировали и собрали. Американцы такие вещи делают на компьютерах, а у нас денег нет – дешевле сделать плавающий автомобиль. Народ, проплывающий мимо на кораблях, от изумления чуть не падал с палуб.— Случалось. Когда на съемках «Стрингера» режиссер Павел Павликовский хотел сжигать троллейбус прямо напротив ресторана «Центральный», недалеко от мэрии, мы не разрешили: слишком опасно. Сняли на Варшавке.Все равно фон практически неразличим. Сам по себе взрыв машины – вещь несложная, обычно это делается где-то в чистом поле. Сложно снять поблизости от жилого дома: зрителей всегда больше, чем съемочной группы.— Ох, дети и животные – это самый тяжелый момент. Детям ведь все время нужно все потрогать руками («Дядя, дай автомат подержать»). А с животными еще сложнее, они пугаются, паникуют. Была такая картина «Иван Великий» в 1988 году. По сценарию лошадь должна была идти среди взрывов.Пришлось очень долго ходить рядом с карабином и стрелять прямо у нее над ухом, чтобы она привыкла. Нам очень помогает дрессировщик Тэрьял Кабидзашвили, он уже больше 30 лет занимается дрессурой животных – собак, змей, птиц – специально для кино. Иногда заменяем животных каскадерами, но здесь тоже есть свои нюансы. Как-то раз итальянцы снимали кино, где должны были действовать медведи. Каскадеру сделали шкуру на каркасе, а дырочка, через которую он должен был смотреть, находилась под медвежьей челюстью. Стоя на задних лапах он видел все, а на четырех – ничего. Положили на пол белую ниточку, чтобы ему было видно, куда бежать. Но потом оператор заметил, что нитка видна в кадре, и потребовал убрать. И вот медведь разбегается, уходит чуть левее, врезается точно в центр здоровенной сосны и садится на попу. Полная иллюзия, что медведя сильно напоили – вся группа долго потом заходилась от смеха. — Пиротехник – опасная профессия?[/b]— Естественно. Все пиротехнические изделия и химикаты, например, должны храниться на строго определенном расстоянии – потому у пиротехнического цеха такая огромная площадь. Некоторые химикаты не просто нельзя смешивать – нельзя даже заносить в помещения, которые для них не предназначены. Самовозгорание может произойти даже из-за небольшого количества пыли. Поэтому в цехе постоянно проводят влажную уборку, тщательно вычищают самые узкие щели. Не боится тот, кто не знает. Когда знаешь, с чем имеешь дело, начинаешь перепроверять по нескольку раз, так что чувство самосохранения приходит с опытом.— Как-то раз испытывали новый химсостав для фейерверков. Я выстрелил, он должен был улететь в высоту на 150 метров, а вылетел на 2. Лежит, горит. Время горения – 6 секунд. Искры разлетаются на 150 метров. Я стою совсем рядом, мой напарник – на пять метров дальше. Бежать бесполезно, все равно не успеешь, закопаться некуда: перед нами асфальтированная площадка.Что было делать? Мы просто молча повернулись спинами и стояли, ждали, пока взорвется. Не задеть не могло, это просто нереально. Но вот каким-то образом не задело, я не знаю, почему.— Ну как тут не станешь суеверным? Снимали какой-то эпизод на кладбище недалеко от Ленинградского шоссе. Совершенно новый аккумулятор, новые провода, новый тестер. На территории кладбища – ничего не работает. Выносим с кладбища – работает. Заносим – опять не работает. И так много раз. Выводы делайте сами.— Пожалуй, только одна – лучше перепугаться, чем недопугаться.Сейчас на «Мосфильме» разделение труда: одни пиротехники набивают фейерверки, другие задействованы на съемках. Раньше такого не было. Набиванием занимались в перерывах между съемками, даже на «глобально батальных картинах» – о битве за Москву, сражениях под Сталинградом и т. п. «Глобальные баталии» – это когда, например, по сценарию положено около полусотни взрывов, когда на съемки приходится везти с полтысячи единиц оружия, а дымом перекрывается весь кадр.Такие фильмы обычно снимаются на полигонах (в советские времена почему-то популярнее всего была Чехословакия). Все это сопряжено с массой документов: на перевозку оружия, на его хранение; добываются разрешения милиции, воинских частей, таможен. Для больших массовок обычно привлекаются солдаты. Пик «глобально батальных» съемок пришелся на 1988–89 годы. А бывают еще «локально батальные фильмы». О них пиротехники говорят: «Танков немного, штук восемь».А вот разделения по жанрам у пиротехников нет.— Мы оформляем концерты, шоу, клипы, рекламу, выставляем фейерверк на праздники. Часто приглашают в другие города. Реклама считается низким жанром, но бывает, что в кино надо просто подымить, это не увлекает. А бывает, в одном рекламном ролике столько находок, что приходится снимать по 16–17 часов. [i]Пиротехника (пиротехния) – приготовление горючих составов и сжигание их для получения определенного сигнала или эффекта. Делится на: 1) военную и 2) потешную.Материалами служат уголь, сера, селитра, бертолетова соль, соли бария, стронция, меди, кальция, порох, древесные и металлические скидки и т. п. Из фейерверочных фигур: шлаги на известной высоте дают выстрел; фонтаны выбрасывают столб искр в виде дождя; китайское колесо (саксонское солнце) вертится на стержне; помпфейер или римская свеча периодически с выстрелом выбрасывает шарик цветного огня; фигурная свеча горит цветным пламенем; дукеры и квекари бегают и ныряют в воде, под конец производя выстрел;