Фрески фронтовых дорог

Развлечения

В двух залах – краткий курс всей истории Второй мировой в «запечатленных мгновениях». Самых разнообразных – трагических, сентиментальных, бытовых и официальных. И даже запечатленных «с той стороны».Экспозиция походит на многофигурную фреску войны – как фреске и положено, многоярусную. Простые солдаты в боях и на привалах, размытые смоленские дороги, хорошо знакомые по стихам Симонова. Трудные переправы через непролазную бурую грязь, черные зарева от взрывов.Тяжелые каски на мальчишечьих русых головах. Это нижний ярус, военные будни, каждодневный солдатский быт. А вот самый высокий: бравый Жуков на белом коне на Красной площади на Параде Победы или утонченный Рокоссовский, даже не склонившийся над картой (как можно генералу перед кем-нибудь склониться…), а внимательно оглядывающий ее сверху, лишь легко наклонив голову. А вот снятый с военного самолета советский флаг над Рейхстагом: яруса выше уже и не придумать.На другой стороне этой большой фотофрески – снимки пленных немцев в расстегнутых гимнастерках: война проиграна, и лихорадочно блестящий глазами Паулюс, сдавшийся в плен, тревожно и вопросительно заглядывает прямо в объектив фронтового фотокора. Еще поворот камеры: встреча советских солдат-освободителей в Восточной Европе. Сдержанно приветливые лица пражан. Широкие улыбки болгар.А рассматривая снимок «Вход в Белград», так и слышишь оглушительный хор торжествующих голосов: столько темперамента «схвачено» фотографом в этой ликующей, подымающей к небу сжатые кулаки толпе, окружившей советского генерала.И – совсем иной взгляд: «Война глазами врага». Здесь около тридцати фотоснимков, сделанных гитлеровцами. Они получены фотоцентром в немецком архиве еще пятнадцать лет назад, до объединения Германии.Впервые наши фотокоры «сошлись» с немецкими в одном выставочном зале. Что снимали фашистские фронтовые журналисты? Улыбающиеся лица молодых эстонских добровольцев СС.Несколько немецких парней с автоматами наперевес сейчас ворвутся в обычную русскую хату с соломенной крышей.А снимки боев за Ростов и за Брестскую крепость, снятые «с фашистской стороны», и вовсе кажутся предчувствием скорой победы. Вальяжно развалившиеся у орудия солдаты, пространство снимка залито солнцем, в объектив залезла целая городская аллея… Нет, наши фотографы так не снимали. Даже в снимке, запечатлевшем момент начала кровавого, горячечного боя, кажется, навязчиво ощущается что-то декоративное, постановочное.Но, может быть, так только кажется. Ведь дело фронтового корреспондента по любую сторону фронта – «запечатлеть мгновение». А значение запечатленного оценивают будущие поколения.

amp-next-page separator