АЛЕКСЕЙ ЛЫСЕНКОВ: НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕ ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ В ЖИВОЙ СИТУАЦИИ
— Я не хочу критиковать или хвалить организаторов реальных шоу на телевидении, но когда за человеком подглядывают и он знает, что за ним подглядывают – это все-таки обман. Наши герои не знают, что их снимают. А если и знают, то не предполагают, что это может оказаться на телевидении. Они находятся в кругу семьи, друзей, они живы и непосредственны. Тут нет подделки. Ну а потом, знаете, смотреть за тем, как человек ходит в семейных трусах по комнате — все-таки не самое увлекательное занятие. Пожалуй, наши герои интересней.— То, что мы так долго держимся в эфире, для меня самого является загадкой. Как профессионал я знаю, что жизнь передачи на телевидении достаточно короткая, тем более в нашем современном мире, где все постоянно меняется, где появление новых проектов происходит каждый день. Десять лет — период достаточно большой для нашего времени. Из передач, которые появились после 85-го года, осталось, наверное, только «Поле чудес», а больше ничего и не вспомнишь.— В этом и есть залог успеха. Home video — это потрясающая штука. По сути, мы не являемся производителями телевизионной продукции. Мы являемся проводниками от людей, которые снимают, к тем людям, которые смотрят, и сами же, кстати, тоже снимают.— На самом деле мы, создатели программы, не такие бездельники, как кажется. Да, мы не снимаем сюжеты, которые показываем. Но мы делаем другую очень важную вещь. Мы делаем их смешными. А это в России не просто. Например, в Америке в такой передаче все по-другому. Вот девочка упала. Им это смешно. Вот мальчик писает на забор. Им это очень смешно. А нам — нет. В свое время, когда передача начиналась и не была еще популярной, я просто собрал ребят и сказал: «Если мы хотим продержаться в эфире, мы должны создать закадровое озвучание, которое могло бы быть самоценным». По этому пути мы стараемся идти. Раз в неделю мы хочешь-не хочешь должны шутить. Это есть особенность менталитета населения, живущего на одной шестой части суши. Мы юмор видовой просто так не воспринимаем. Нам обязательно нужен Жванецкий, Чехов, Зощенко. Нам нужна шутка с подтекстом, с интонацией, в которую заложено гораздо больше, чем может быть заложено просто в печатном слове.— Все тексты мы придумываем сами — наши сценаристы, наши актеры озвучания.Было время, когда я сам на почте брал кассеты, сам их отсматривал, сам монтировал и сам озвучивал. (Причем озвучивал не только «Сам себе режиссер». На экране в одной из программ до сих пор бегает зайчик с моим голосом.) Потом кассеты отсылал обратно. Есть совершенно уникальный человек Евгений Киселев, который первый просматривает присылаемый материал, отбирает его и отдает режиссеру Артуру Богатову. Женя Киселев появился у нас странным образом. Еще в то время, когда в стране было мало видеокамер, нам присылали очень много кино (8мм, 16мм). И вот Женя присылал свои сюжеты, снятые на кинопленку. Посылал он их часто, причем сюжеты всегда были интересными, так что мы Женю заметили. Он у нас несколько раз был победителем. И вот однажды я предложил своему компаньону взять Женю на работу. Мы его вызвали, поговорили, и вот Женя работает с нами уже больше девяти лет.— У нас не все зрители – массовка: больше половины – это люди, чьи сюжеты претендуют на победу. Как правило, приезжают они с детьми, женами, друзьями, знакомыми. В результате набирается огромная толпа людей, которые впервые оказались на телевидении. И здесь уже мне приходится их развлекать, чтобы они не заскучали. Пока ставятся свет, декорации, я рассказываю о телевидении, вспоминаю какие-то забавные случаи, рассказываю, как здесь что работает, как делается программа, что такое телевидение вообще и с чем его едят. Это отдельное шоу. Получается такая экскурсия по телевидению с Лысенковым в качестве гида.— Звездная болезнь у меня не в такой острой форме. Вообще давно известно, что на сцене детей и животных переиграть невозможно. Живые люди в непосредственной ситуации – это подкупает... Важно самому быть непосредственным и органичным, но при этом не испортить эту живинку.