БРОНЗОВЫЕ ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Общество

Как известно, Московский метрополитен изначально задумывался не просто как транспортное средство. Создавая настоящие дворцы под землей, проектировщики предусматривали широчайшее использование мозаики, витражей, панно, скульптуры. Искусство должно было не только помочь москвичам преодолеть давящее ощущение «подземелья», но и прославить тогдашнюю эпоху и образ жизни.Нужно признать, что выполнение этой пропагандистской задачи было поручено людям, безусловно талантливым: наряду с лучшими архитекторами страны к оформлению станций были привлечены именитые скульпторы и художники. В метро работали, например, М. Манизер, И.Ефимов, Г. Мотовилов, Н. Томский, В. Мухина, Е. Вучетич… Кого же они увековечили в бронзе и мраморе? В вестибюлях метро, непосредственно на станциях и сегодня можно столкнуться с поэтами и писателями, учеными и рабочими, солдатами и партизанами... Все москвичи знают, где стоят «подземные» Александр Пушкин, Владимир Маяковский, Максим Горький, Антон Чехов, Климент Тимирязев, Зоя Космодемьянская… Но чаще всего в московских «подземельях» увековечивали государственных и политических деятелей. В метро насчитывается пять бюстов и два мозаичных панно В. Ленина; многие москвичи назначают свидания у «головы» – скульптурного изображения В. Ногина, притулившегося на переходе между двумя станциями, носившими еще недавно его имя. Но полнее всего под землей был когда-то представлен «сам» Иосиф Сталин – в неизменном кителе, с канонической улыбкой на лице, в окружении детей и молодежи, с характерным жестом левой руки… Когда культ личности разлетелся в прах, Сталина из метро (и с поверхности тоже) убрали, оставив его в сердцах твердокаменных сталинистов. При этом произведения монументальной пропаганды чаще всего просто уничтожались, без оглядки на имена их прославленных творцов. Делалось это, скорее всего, по устным распоряжениям и «инициативам снизу», поскольку никаких документальных подтверждений этих действий не существует. Вообще смена политической конъюнктуры всегда очень влияла не только на названия станций метро, на само его имя, но и на облик подземных дорог города. Со стен бесследно исчезали многие композиции, от бюстов оставались только мраморные постаменты, а в мозаичных панно на месте одних фигур неожиданно возникали другие… Больше остальных украшенной оказалась Кольцевая линия, создававшаяся в пафосное послевоенное десятилетие. Вообще, «время излишеств» оставило на станциях метро весьма заметный след. Там, к примеру, до сих пор «партизанят» две скульптурные группы – одна на переходе станции «Белорусская», а другая – на станции «Измайловский парк».А «Площадь Революции» – просто настоящий музей советской скульптуры! Здесь в нишах притаились созданные скульптором М. Манизером бронзовые матросы, солдаты, красногвардейцы и прочий «революционный народ», которому наверху в наше время «цветметовских проблем» пришлось бы, наверное, туго, а тут – ничего, живут! У почетных жителей подземелья масса проблем. И у их авторов, у людей, которые за ними ухаживают, – тоже. Во-первых, далеко не каждый ваятель готов работать в метро. Здесь свои требования не только к материалу, цветовому решению, но и к пропорциям, размерам скульптуры. Увы, удачи бывают далеко не всегда. Ошибкой такого рода искусствоведы, например, считают непропорциональных воинов, застывших на станции «Бауманская».Теперь о материале. Лучше всего под землей сохраняются произведения, выполненные из бронзы, гранита и высококачественного темного мрамора. Хуже – изделия из гипса и белого мрамора, который в подземных условиях меняет свой цвет. Из-за протечек грунтовых вод страдают от ржавчины металлические детали барельефов и горельефов на стенах станций. Работники метрополитена ухаживают за памятниками как могут. У них даже есть специальная инструкция «по текущему содержанию скульптур», в которой предусматривается периодическое удаление пыли, промывка бюстов и прочие «банные» процедуры. Периодически подземные шедевры реставрируют.Так, к 50-летию Победы были отреставрированы скульптурные композиции, посвященные военной тематике, а таких в метро – большинство.Если вы думаете, что все у подземной скульптуры в прошлом, то ошибаетесь. И новые станции создаются при живейшем участии скульпторов. Так, на строящейся станции «Сретенский бульвар» в самом центре подземного зала будет установлена композиция, имитирующая «настоящий» бульвар – с деревьями, клумбами, скамейками… Во всяком случае, такой композиции при перемене политического ветра ничего не грозит, а значит – она надолго!

amp-next-page separator