История песни

Общество

.ЩУКИНА Т. А.,Истра Московской области[/b]Время рождения этой песни – 1949 год. Премьера ее состоялась, правда, не в фильме «Свадьба с приданым», а в спектакле Московского Театра сатиры с таким же названием, который поставил по пьесе Николая Дьяконова режиссер Борис Равенских. Он пригласил поэта Алексея Фатьянова написать к нему несколько песен. Музыкальное оформление спектакля Театр сатиры заказал композитору Николаю Будашкину.Познакомившись с содержанием пьесы и выслушав пожелания режиссера, Фатьянов принялся за работу над стихами для будущих песен и начал именно с «Крылечка».В архиве поэта сохранились черновые наброски, свидетельствующие о долгих поисках окончательного варианта этой песни.Были среди них, к примеру, такие строки:[i]Нам не надо с тобойОбручальных колец.Наша дружба дорожеИ крепче любого кольца.Любы-дороги мнеБелый сад при луне,И крылечко твое, и река,Что блестит серебром.Но хочу одного,Чтоб с крылечка тогоМы с тобою ушлиВ мой, тебя ожидающий дом…[/i] Но строки эти отпали, как только Фатьянову удалось найти для будущей песни слова, выразившие ее главную суть: «Я люблю тебя так, что не сможешь никак ты меня никогда разлюбить».Набело переписав окончательно сложившийся текст «Крылечка» и напевая его на вальсовый мотив, придуманный им самим во время работы над песней, Фатьянов отправился к Будашкину, с которым до этого ему не доводилось встречаться и сотрудничать.Тут я должен сделать небольшое отступление. Дело в том, что все композиторы, сотрудничавшие с Фатьяновым (Соловьев-Седой, Богословский, Мокроусов, Фрадкин, Кац и другие), единодушно отмечают в своих воспоминаниях о нем его удивительную музыкальность, его, если хотите, природный мелодический, а не только поэтический дар. Алеша любил петь и пел совсем недурно романсы и песни, аккомпанируя себе на фортепиано, хотя, по словам Сигизмунда Каца, «нот он не знал и знать не хотел, как мы его ни уговаривали».Это подтвердил и Василий Павлович Соловьев-Седой, и даже продемонстрировал и подарил мне в 1979 году любительскую запись исполнения Фатьяновым под собственный аккомпанемент песни, сочиненной им самим на стихи Павла Шубина.Но Будашкин, когда Фатьянов вручил ему листок со словами «Крылечка» и напел свою мелодию к ним, раздраженно заметил поэту: «Ты свое дело сделал? Сделал. Теперь моя очередь».То, что Фатьянов услышал затем в изложении Будашкина, было даже приблизительно никак не похоже на музыку, звучавшую в его душе. Забраковал ее и режиссер спектакля Борис Иванович Равенских. И тогда решено было обратиться к композитору Борису Мокроусову, с которым Алексей Фатьянов успел к тому времени уже написать две песни – «По мосткам тесовым» и «Мы люди большого полета», хорошо принятые слушателями.«Близилась премьера, а песен не было, – рассказывал исполнитель роли Курочкина в спектакле артист Виталий Доронин. – Мы волновались и на каждой репетиции спрашивали о них Бориса Ивановича Равенских.Он, не вдаваясь в подробности, все отшучивался: «Погодите малость, дайте срок, будет вам и белка, будет и свисток». Мы недоумевали: ведь петь приходилось «рыбу». Я, например, выходил на сцену с гитарой и, перебирая струны, вместо «Куплетов Курочкина» пел «Крутится, вертится шар голубой…» Так же и Вера Васильева, и другие актеры – пели «кто во что горазд».И вот однажды (это было незадолго до генеральной репетиции) Борис Иванович в приподнятом настроении появился на сцене и сказал: «Сегодня к нам придут гости. Я думаю, вам приятно будет познакомиться с ними, особенно с песнями…» Это были поэт Алексей Фатьянов и композитор Борис Мокроусов. Ни слова не говоря, они прошли к роялю и показали нам свои песни «Зацветает степь лесами», «Хвастать, милая, не стану» и «На крылечке твоем». Мы тут же сразу влюбились в них…» Спектакль «Свадьба с приданым» пользовался в 50-е годы большим успехом. В Театре сатиры, начиная с 12 марта 1949 года, он шел 152 раза с полным аншлагом, чему в немалой степени способствовали песни, украсившие этот спектакль, которые были у всех на устах, в особенности после того, как «Свадьбус приданым» экранизировала киностудия «Мосфильм».Картина эта вышла на экраны страны весной 1953 года. В ней были задействованы все артисты, занятые в спектакле, в том числе Вера Васильева, исполнительница главной роли и первая исполнительница песни «На крылечке твоем».И в наши дни песня эта не забыта. Свидетельством этому – ставший традиционным Всероссийский Фатьяновский праздник песни, который в июле этого года пройдет уже 32-й раз на его родине – в городке Вязники, Владимирской области.[b]На крылечке твоемСлова А. ФАТЬЯНОВАМузыка Б. МОКРОУСОВА[/b][i]На крылечке твоемКаждый вечер вдвоемМы подолгу стоимИ расстаться не можем на миг,«До свиданья!» – скажу,Возвращусь и хожу,До рассвета хожуМимо милых окошек твоих.И сады, и поля,И цветы, и земля,И глаза голубые,Такие родные твои,Не от солнечных дней,Не от теплых лучей –Расцветают от нашейГорячей и светлой любви.Если надо пройтиВсе дороги-пути,Те, что к счастью ведут,Я пройду, мне их век не забыть.Я люблю тебя так,Что не сможешь никакТы меня никогда,Никогда, никогда разлюбить.[/i]

amp-next-page separator