МЫ ЗНАЕМ МОСКВУ ИЗНУТРИ

Общество

– Отдел подземных сооружений (ОПС) Мосгоргеотреста создали в сентябре 1931 года при Мосгорисполкоме. Тогда его возглавил кандидат технических наук Юрий Прокофьевич Агафонов. Он защитил к тому времени диссертацию «Городские подземные сети», и его идеи, равно как и практическая деятельность, стали базой для последующей работы нашего коллектива.Затем Отдел с 1947 по 1986 годы возглавлял Лазарь Абрамович Вульф, фанатично преданный своему делу. А с 1931 по 1973 годы в ОПС служил совершенно необычный специалист – Владимир Алексеевич Иванов, обладавший феноменальной памятью. Например, он, ориентируясь только по чертежу, немедленно и безошибочно мог сказать, какой это район или даже улица.Вообще наша организация довольно интересная в том смысле, что через нее проходит вся документация на любое строительство в Москве, начиная с землеотвода, разработки исходно-разрешительной документации (ИРД) и заканчивая сдачей объектов в эксплуатацию. Наши специалисты дают заключение, можно ли на данном участке земли построить то или иное сооружение, минуя сложную и дорогостоящую процедуру перекладки коммуникаций, которые необходимо сохранить в целости, чтобы, не дай бог, не оставить жилые районы без света, воды, тепла.– Вот именно. Поэтому требуется заключение специалистов ОПС. Ежедневно к нам по вопросам строительства приходят посетители – от 150 до 400 человек в день: как проектировщики, так и отдельные граждане.[b]– А отдельные граждане-то зачем? [/b]– Например, хотят поставить гараж, рекламный щит, киоск. Или получить землеотвод под дачный участок (лесопарковый пояс Москвы – тоже в ведении ОПС).– А если эта постройка закроет доступ к подземным коммуникациям? Например, перекроет люк или колодец, тепловую камеру, что в будущем не даст рабочим в случае, например, аварии подступиться к этому объекту. Могу привести пример. Один предприниматель установил без нашего разрешения торговую палатку – прямо на люк тепловой камеры. Случилась авария, к месту которой рабочие не могли подступиться: киоск этот никто убрать не решался – там товара на тысячи рублей. В результате несколько жилых домов остались без тепла почти на сутки.– Чуть не половина гаражей-«ракушек» стоят сейчас нелегально. Тем не менее абсолютно все строительство в столице должно осуществляться согласно действующим «Правилам производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве», утвержденным мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым. Согласно этим «Правилам», любое размещение объекта на территории Москвы, независимо от раскопок, должно согласовываться с Отделом подземных сооружений. Это относится как к крупным объектам, таким, как строительство метрополитена, МКАД, Третьего транспортного кольца, и заканчивая отдельными небольшими постройками, типа торговых павильонов.– Конечно. В Москве ведь очень плотная сеть подземных коммуникаций. Например, из недавних примеров, серьезные трудности мы испытали, когда строители возводили памятник маршалу Жукову или подземный гараж между Музеем Ленина и гостиницей «Москва». Также много вопросов связано в нашей работе с геологией.Вообще львиная доля сложных работ приходится на центральную часть города, где большая плотность не только обычной застройки, но и архитектурных, а также археологических памятников, которые необходимо сберечь. Например, нам идти глубоким методом лучше, чтобы сохранить коммуникации и застройку, но археологи против: они хотят прощупать и просеять каждый метр так называемого культурного слоя. Например, при строительстве коллектора на Никольской улице возникло немало вопросов: как сохранить для археологов интересующий их культурный слой и не повредить окружающую более чем плотную застройку, а также удешевить работы. Я являюсь членом Комиссии по упорядочению разрытий в городе Москве, и наша задача сегодня как раз заключается в том, чтобы строители как можно меньше копали, дабы сохранить в порядке внешнее лицо города. Тем не менее мы обязаны при необходимости уступать требованиям ученых, желающих заглянуть в земные недра. Например, при восстановлении Гостиного Двора археологам дали возможность сделать раскопы перед началом стройки, и они обнаружили там ценный клад.Или взять Лефортовский участок Третьего транспортного кольца. Эта проблема оказалась настолько сложной, что правительство Москвы объявило среди специалистов второй тендер на ее разрешение.Дело в том, что ОПС – не единственная организация, принимающая участие в рассмотрении проектных решений. В рассмотрении наиболее сложных инженерных сооружений принимает участие Мосгорэкспертиза, а иногда привлекаются и другие специалисты. С нами все проекты согласовываются заказчиком перед началом работ, а затем наши специалисты принимают участие в приемке исполнительных чертежей, если имеется отступление от проекта. Мы смотрим проходческую трассу, и, если она полностью увязана с существующими и проектируемыми сетями, даем разрешение на строительство.Наша главная задача на сегодня — увязать ныне существующие и проектируемые коммуникации и проследить, чтобы они уживались друг с другом и чтобы между ними сохранялись положенные по нормам расстояния. Например, если сегодня положено водопроводу отстоять от канализации на 2—3 метра, мы должны эти нормы сохранить. И еще следим, чтобы при строительстве не были повреждены уже существующие коммуникации.– Тогда мы не примем объект в эксплуатацию и заставим довести до ума по существующим нормам СНИПа.– Я таких фактов не знаю. Российские СНИПы пересматриваются каждое десятилетие, а нормативы строительного ценообразования обновляются через 3–5 лет.– Мы – хозрасчетное унитарное предприятие. Но, как правило, документацию на строительство храмов или, например, различных сооружений по просьбе союзов афганцев, чернобыльцев, инвалидов войн мы выполняем бесплатно.– Наша работа связана в основном с кабинетным рассмотрением проектной документации, но сотрудники ОПС часто выезжают непосредственно на место строительства. Специально инженеров для нас никто не готовит, а специалисты приходят, окончив МАДИ, МИСИ, МИИТ – геологи, геодезисты, инженеры-строители, инженеры по газо- и теплокоммуникациям, электросетям и т. п.В ОПС немало людей, проработавших по 20–40 лет, – это костяк нашей организации. Среди них – заслуженные геодезисты, работники Москомархитектуры, почетные строители Москвы. Например, главный инженер Владимир Дмитриевич Волков, главный специалист ОПС Вера Алексеевна Никулина, начальники групп Валерий Викторович Кожевников и Валентин Иванович Носов — проработали в Отделе подземных сооружений Мосгоргеотреста свыше двух десятков лет.— Очень люблю свою профессию. Наша работа ежедневно связана с большим количеством строительной технической документации, и, хотя в последнее время на помощь пришли компьютеры, требует большой ответственности. Поэтому необходимо иметь хорошую память и, что называется, «наизусть» знать Москву изнутри.

amp-next-page separator