Читайте Трифонова

Развлечения

…О жизни и творчестве писателя Юрия Валентиновича Трифонова написаны сотни статей, около двадцати книг, десятки диссертаций – в России и за рубежом. Както в нашей беседе с Каролиной де Магд-Соэп (профессор Гентского университета, Бельгия), она тонко подметила, что на вопрос к послевоенному и более старшему поколению: «Как вы жили при советской власти?» – правомерен ответ: «Читайте Юрия Трифонова – там все сказано!» Этот совет можно обратить и к нынешним молодым москвичам. Хотите узнать о стране и о Москве ваших дедов и отцов? Читайте Трифонова. Это из «Дома на набережной».Название повести дало «историческое» имя большому серому дому рядом с Кремлем, дому, который москвичи знают, а приезжие найдут без труда – там находится кинотеатр «Ударник», а с другого торца дома – театр Эстрады. Напротив, через узкую полоску Москвы-реки, стоит возрожденный храм Христа Спасителя, который взорвали в 1931 году на глазах у шестилетнего Трифонова.В этом доме 28 августа 1925 года родился Юрий Трифонов, о чем москвичам и гостям столицы напоминает мемориальная доска со стороны театра Эстрады. Родился будущий писатель в семье, где все посвятили себя строительству «светлого коммунистического будущего» – партийной работе, военному и экономическому созиданию нового государства.Это была советская элита, именно поэтому ее и селили в правительственном доме. Сюда же за этой «элитой» в 30-е годы приезжали сотрудники НКВД, чтобы увезти на Лубянку. В 1937 году был арестован отец Трифонова (расстрелян в 1938-м), а вскоре и мать (отбыла 8летнее заключение). Позже сестра писателя – Татьяна Валентиновна Трифонова сделала запись в книге музея «Дом на набережной»: «В Доме мы с братом прожили самые счастливые и самые несчастные годы детства».А юность началась в 1942 году, когда 17-летний Трифонов пошел работать на завод авиационной промышленности. Но уже твердо решил стать писателем и в 1944-м поступил на заочное отделение Литературного института. В октябре 45-го по инициативе К. А. Федина его перевели на очное отделение. Посл еокончания Литинститута Юрий Трифонов занимался только литературным трудом.Уже через пять лет – в 1950-м – Юрий Трифонов опубликовал свой первый роман «Студенты». Позже Трифонов весьма критически относился к своему литературному первенцу. Через много лет, в 1976 году, на книге «Студенты», подаренной бельгийскому литературоведу Каролине де Магд-Соэп, он сделал надпись: «Это книга, которую Я не писал». Роман был написан по всем канонам социалистического реализма – как было принято тогда, «как учили», с четким пониманием того, о чем писать можно, а о чем нельзя. И все-таки было в романе что-то такое, что отличало его от серого, бесцветного потока тогдашней литературы.Роман понравился читателям, и одной из первых это заметила «Вечерняя Москва». Сразу же после публикации «Студентов» газета напечатала статью В. Млечина «Жили два товарища» (.Роман Трифонова выдвигают на Сталинскую премию, и происходит невероятное: 25-летний вчерашний студент, написавший первую книгу, эту премию получает! (Не с легкой ли руки «Вечерки»?)А вскоре начались события, к которым «Вечерняя Москва» опять-таки оказалась косвенно причастной. Присуждение Сталинской премии юному литератору вызвало откровенную зависть в писательской среде: да кто он такой, этот юнец, откуда взялся! Зависть подогревал бурный общественный резонанс вокруг «Студентов» – едва ли не во всех столичных и периферийных вузах шли горячие диспуты по роману, а в театре им. Ермоловой уже репетировалась пьеса Ю. Трифонова «Молодые годы», написанная на основе книги.И тогда литературные «мэтры» решили «выскочку укоротить». Благо, и повод нашелся – в биографии Трифонова «вдруг» отыскались «пятна». Молодого писателя обвинили в том, что при поступлении в Литинститут он скрыл, что является сыном «врагов народа». В анкете он написал, что отец умер в 1941 году (как в справке НКВД), а мать работает в школе (она действительно работала в школе после 8-летнего заключения в КАРЛаге). Те, кто поддерживал Трифонова в начале пути, – Федин, Паустовский, Твардовский – знали о такой «родословной» молодого писателя. Знали, но молчали. Однако каким-то образом (скорее всего по анонимному доносу кого-то из «друзей») об этом стало известно в секретариате Союза писателей. Для завистников это стало подарком. Вот что писал впоследствии сам Ю. Трифонов: Итак, из Союза писателей исключить нельзя – лауреат Сталинской премии в нем не состоит. Что ж, надо найти другую расправу – исключить из комсомола. «Персональное дело» комсомольца Трифонова передается в Литинститут.…Москва – город большой, но в «узких кругах» все обо всем знают. О тучах, сгустившихся над головой молодого писателя, было хорошо известно во всех творческих организациях и, конечно, в партийных газетах и журналах.Знали об этом и в отделе культуры «Вечерней Москвы», где всегда были «в курсе дел» Союза писателей. Тем не менее корреспондент «Вечерки» А. Абрамов встречается в эти дни с главным режиссером театра А. М. Лобановым, присутствует на репетициях спектакля по пьесе «Молодые годы» (об этом сохранились записи зав. литературной частью театра). Встречается и с самим автором – сыном «врага народа». О чем они говорили, мы не знаем, но факт остается фактом:в статье А. Абрамова «Спектакль и повесть» тепло поддержала «начинающего драматурга Юрия Трифонова». В то время такое выступление газеты Московского горкома партии дорогого стоило.А первое авторское выступление Трифонова появилось в . Страна еще находилась в состоянии вселенского траура – умер Сталин. Молодой лауреат Сталинской премии, исключенный из комсомола, отвечал на многочисленные письма читателей о своих творческих планах. «Трудный путь» – так были озаглавлены его ответы. Путь был действительно трудным: никто не знал, что будет со страной после смерти вождя..В .Это сегодня то время кажется далеким. Но тогда оно определяло судьбы миллионов граждан страны, среди которых был и молодой писатель, искавший свой «трудный путь» в жизни, в творчестве.В то время Трифонову казалось, что он может найти себя в драматургии. В 1953 году в том же театре им. Ермоловой, состоялась премьера спектакля по его пьесе о художниках «Закат успеха». ) рассказывала читателям о предстоящем спектакле.Думаю, что в редакции «Вечерки» колебались, ставя в номер статью В. Залесского. Во-первых, ее спокойный тон заметно диссонировал с резко критическими рецензиями в других «больших» газетах. Во-вторых, пьеса была, мягко говоря, действительно не шедевр.В-третьих, приходило понимание, что об искусстве надо уж говорить как-то иначе. Тем не менее «Вечерка» не отхлестала молодого драматурга, а умудренный в театральном деле А. М. Лобанов, судя по всему, посоветовал Трифонову вернуться к более значимому для него делу – прозе. К слову сказать, нынешний главный режиссер «Ермоловского» В. А. Андреев играл в тех двух спектаклях Трифонова. По его словам, несмотря на то, что спектакли нельзя назвать удачей театра, работа над ними принесла актерам творческое удовлетворение.Позже Трифонов все-таки вернется к драматургии (в театре на Таганке будут поставлены пьесы по его повестям «Обмен» и «Дом на набережной»). Но первые шаги были сделаны в 1951–1953 гг., и «Вечерняя Москва» сыграла в них свою творчески-положительную роль.Интересно, что за всю свою жизнь Трифонов написал много разных рецензий – на книги, на фильмы, но вот рецензию на спектакль написал лишь одну. И та, единственная, была напечатана в . Называлась она «Комическое и божественное» – Трифонов весело, с удовольствием рассказывал о спектакле «Божественная комедия» в Центральном театре кукол С. В. Образцова.А .С тех пор жажда справедливости становится лейтмотивом творчества писателя.Но я забегаю вперед. Все было непросто, все рождалось в муках. После обвального читательского успеха и популярности «Студентов» Трифонов «исчезает» из литературы. По-старому писать не хочет, по-новому – еще не знает как. И он уходит в спортивную журналистику (там, по крайней мере, можно не врать). В качестве спецкорреспондента газет и журналов он ездит на чемпионаты мира по хоккею, футболу и волейболу, на Олимпийские игры (Рим, Гренобль, Инсбрук), пишет сценарии трех документальных фильмов о спорте (на один из них – «Стартует молодость» журналисты «Вечерки» И. Бару и В. Шевцов публикуют )..На премьере в кинотеатре «Ударник» на сцене вместе с Трифоновым и съемочной группой была сборная СССР по хоккею, уезжавшая на чемпионат мира в Финляндию, о чем, конечно же, рассказала «Вечерняя Москва» () была опубликована большая рецензия на книгу Трифонова «Факелы на Фламинио», куда вошли написанные им в разные годы спортивные очерки и рассказы.О спорте Юрий Трифонов писал превосходно, но не это было его жизненным предназначением. Он хотел и должен был рассказать «о жизни, о людях, об эпохе». Именно так было озаглавлено интервью Льва Аннинского, которое он взял у писателя, опубликовав его .Трифонов рассказал – почему начал писать «Отблеск костра»: Об этом же он писал в Поэтому и в романе «Старик» автором была выстроена своеобразная система зеркал, где в исторической ретроспективе отражается ответ на мучительный, но в общем-то обыденный вопрос: «За что боролись?» Драмы комкора Мигулина, комиссара Данилова, юного Павла Летунова в огненной лаве гражданской войны завершается «мышиной возней» их потомков за дачный домик – две комнаты и веранду… Тогда зачем было столько жертв в прошлом? В прозе Трифонова на «скамье подсудимых» – не какие-то определенные лица, а определенный образ жизни… Именно это обобщение и привлекло ведущие московские театры к «Старику». Об этом говорил в интервью . ) главный режиссер театра им. Вл. Маяковского А. А. Гончаров, рассказавший о том, что его театр планирует выпустить спектакль по пьесе Трифонова к 70-летию Октября. Это было уже после смерти писателя.К сожалению, попытки наших театральных мэтров – А. А. Гончарова, О. Н. Ефремова (во МХАТе), Ю. П. Любимова (в театре на Таганке) – поставить «Старика» не увенчались успехом. Им просто запретили работать над спектаклями… Партийная цензура, судя по всему, понимала, что за внешне неприметным разговором о дачных проблемах, о мучениях памятью какого-то старика, одного из выживших ветеранов гражданской войны, встают нравственные проблемы, связанные с прошлой и нынешней историей страны. А это уж совсем ни к чему, несмотря на начавшуюся перестройку… Ведь речь-то в спектакле пойдет – как и в романе – о репрессивной политике комиссаров, приведшей страну к нравственной пустоте и духовному обнищанию.Такова и проза Трифонова – своеобразная панорама, летопись жизни страны во всем многообразии. Об этом говорят сами названия трифоновских произведений.Здесь и студенческое нетерпение изменений в жизни, и утоление жажды справедливости в ней; отблеск костра революции на наших судьбах и душах; нетерпение борцов за народную волю; дом на набережной как символ взлета и падения людей и идей, которыми они жили; исчезновение миллионов людей в дьявольской бездне государственного произвола; правда и трагедия старика, обожженного огнем того самого костра, который он с яростью разжигал в «слепящей тьме»; обмен нравственных ценностей на компромиссы (которыми полна жизнь каждого человека); долгое прощание, подведение предварительных итогов и возможность желанной другой жизни наряду с пониманием своего времени и места в ней, где не исключена реальность ощущения опрокинутого дома…Читайте Юрия Трифонова![b]Александр ШИТОВ,доктор филологических наук[/b]

amp-next-page separator