Отряхнувшие пыль дорог
– АКЗ мы нашли в середине 90-х годов в пионерском лагере под Подольском, – рассказал корреспонденту «ВМ» замдиректора музея Михаил Егоров. – Ну, «нашли АКЗ» – это больно громко сказано. Нашли деревянный кузов, используемый в качестве бытовки. Гнилой он был полностью, но все равно его бережно отвезли на АРЕМКУЗ и там бережно разобрали, – чертежей-то для АКЗ не сохранилось!И вот, по методу «восстановления динозавра», поняв, как это устроено, весь кузов делали заново. «Родные» взяли только жестяные верхние углы крыши. Насколько мы могли понять, этот конкретный автобус был смонтирован на шасси от довоенного автобуса «ЗИС-8», который, в свою очередь, делался на базе трехтонки. Одно шасси от «ЗИС-8» у нас, кстати, есть, но нам его было жалко. Мы будем настоящий «ЗИС-8» делать. Поэтому для АКЗ взяли шасси от «ЗИС150», которое тоже собирали по частям – с одной свалки раму, с другой – двигатель, с третьей – крылья. И как смотрится! Историческая окраска – темно-синий низ, голубой верх и белая полоса между ними – ему очень идет, она от предвоенных «ЗИС-16» пошла.Автобусы АКЗ поработали в Москве до 1953 года. Деревянные кузова быстро расшатывались. Да и мест в «капотном автобусе» на шасси грузовика явно недостаточно. Но сейчас ремонтникам это облегчило задачу. Дело в том, что для АКЗ хватило… сидений, сохранившихся в останках троллейбуса «ЗИУ5Г», который в этом году выставлялся впервые.Троллейбус был найден в Красногорске. Это тоже оказалась бытовка, но немного странная – в ней выжила часть «родных» бежевых пружинных сидений. Поскольку лишь часть, их-то и переставили на АКЗ. А для самого ЗИУ пошили пенополиуретановые, в зеленых чехлах, что тоже исторически верно. Хоть и не самая сложная в мире вещь пружинные сиденья, но… Увы, технология утрачена.«ЗИУ-5Г» – троллейбус 60–70-х годов, от других братьев по серии «ЗИУ-5» его отличает так называемый скворечник – задний верхний футляр для номера с фонариком, очень милая деталька.Впервые в нынешнем году выставлялся и грузовик «Шевроле» – военная лендлизовская машина, похожая на «Студебеккер», но на двух ведущих осях и поменьше. Таких «Шевроле» осталось всего две штуки – в Москве и в Риге. А обретался автоветеран войны в подмосковном Щелкове в качестве ассенизационной машины. При ремонте цистерну с него сняли и сделали кузов, как положено, «для солдат». Ряд грузовиков замыкал целинный УралЗис – машина, почти забытая в Москве, но тоже поработавшая здесь. Однако упор был все-таки сделан на сугубо пассажирский транспорт: музей склонен уделять больше внимания профильным экспонатам.