ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ: ВСЯ ЕВРОПА УЖЕ ПЕРЕШЛА НА 12-ЛЕТКУ. А МЫ ВСЕ ДИСКУТИРУЕМ

Общество

— Да, некоторые левые здорово меня критикуют. А я всегда говорил: ребята, я не красный и не белый, я прагматик. Моя цель — найти оптимальное решение задачи, именуемой «российская школа». Конечно, при этом необходимо изучить мировой опыт, но делать-то все равно придется по-своему. Система образования каждой страны привязана к ее культурным, историческим традициям. И, конечно, образовательный уровень зависит от социально-экономического положения. Как-то Владимир Познер все добивался от меня ответа: «Скажите, но ведь наша система образования все же лучшая в мире?». Я отвечал, что она одна из лучших. А идеальной в принципе не может быть.— На днях я был в Египте. Небогатая страна. Но двенадцатилетку там ввели три года назад. Настоял министр образования, детский врач по профессии. Он понял, к каким пагубным последствиям для здоровья молодого поколения могут привести школьные перегрузки. Ближайшие соседи — Белоруссия, Украина, Молдавия — не богаче России, но и они, не раздумывая, тоже перешли на двенадцатилетнюю систему обучения. Мы же, оставшись единственной страной в Европе с одиннадцатилеткой, все дискутируем.— Начинать учиться дети будут с шестилетнего возраста. Это тоже мировой опыт. Но у нас есть и свои причины для такого подхода. Сейчас учителя сталкиваются с серьезной проблемой. Примерно двадцать процентов первоклассников не могут освоить учебную программу. Потому как к школе их никто не готовил.Детские сады, где такая подготовка предусмотрена, для многих семей стали непозволительной роскошью. Миллионы шестилетних девочек и мальчиков болтаются по улицам или сидят у телевизоров. Такое вот у них «дошкольное образование». Конечно, учить шестилеток так же, как нынче учат семилетних детей, нельзя. Разница в год в данном случае гораздо существеннее, чем, скажем, у подростков. Учитывая это, мы тщательно проработаем программы и проведем эксперимент в нескольких регионах. Ведь главный принцип в образовании, как и в медицине, — не навреди. Второе преимущество двенадцатилетки — старшая профильная школа.— Старшеклассники, определившись с тем, что их больше тянет — математика, литература, биология, социология, юриспруденция, — смогут спокойно и, что весьма важно для родительского кошелька, бесплатно штудировать в родной школе под руководством родных же преподавателей полюбившиеся дисциплины. Следует заметить: и французская, и германская, и американская системы образования давно внедрили у себя старшую профильную школу. Я, кстати, так и отвечаю оппонентам: ну что ж, не хотите в профильную школу, готовьте денежки на репетиторов, платные курсы, «блатерство» при поступлении в вуз.— Кто сказал, что единый государственный экзамен будет тестом? Из какого документа Министерства образования это следует? Мы в течение трех лет будем только пробовать три разные системы. Тестирование с нахождением правильного ответа из пяти вариантов — лишь одна из них.Будет предложена также форма так называемого открытого вопроса, когда, к примеру, по химии нужно выбрать из пяти веществ одно, а ниже написать формулу получения этого вещества. Третья система — письменный экзамен. Лично я — за письменный экзамен: по литературе, физике, истории, математике и т. п.Надо просто поэкспериментировать и посмотреть. У тестов много противников, но тест тесту рознь. Как лучше проверить знание русского языка: с помощью диктанта, изложения, сочинения или теста из 100 сложнейших вопросов по всем школьным правилам? Уверяю вас, только тест даст наиболее полное представление о грамотности, знании синтаксиса, богатстве словаря и т. п. А в изложении или сочинении можно легко скрыть свое неведение, заменив одно слово другим или составив текст из примитивных фраз.— Можно, но только через год. Как и сейчас при поступлении в вуз. Но если абитуриент убежден, что достоин более высокой оценки, он имеет право обратиться в апелляционную комиссию.— С коррупцией нужно бороться по всем фронтам, не только в образовании. Роль единого экзамена гораздо шире. Он даст возможность выпускникам из отдаленных районов, никуда не выезжая, разослать свои оценки в 5—10 вузов страны. Так поступают абитуриенты во всем мире. А то, что периферия гораздо талантливее центра — это факт. К примеру, в высший химический колледж при МГУ на 25 мест были приняты 24 молодых человека из глубинки, только один москвич сумел пробиться. На международных школьных олимпиадах опять-таки блещут по большей части провинциалы. Мы же периферию забываем и теряем. Раньше в московских вузах училось 25 процентов москвичей и 75 процентов иногородних. Сейчас — с точностью до наоборот. Как будто вузы существуют только для столицы и столичной области.— В ближайшие два-три года мы не сможем подключить даже половину школ к Интернету. Это дорогое удовольствие. Там, где есть богатый спонсор, или в муниципалитете есть свои деньги, пусть и подключают школу к Интернету. Платить сверху за Интернет в каждой школе государство не будет.— Немало, а хотелось бы еще больше. Но я уже понял, что не всегда следует с этим торопиться. Вроде бы данное положение закона в сиюминутной ситуации не годится, а проходит время, и убеждаешься, что заложено-то было разумное, рассчитанное не на один момент, а на перспективу. Писали закон на заре российской демократии идеалисты, не подозревавшие о тех финансовых проблемах, которые свалятся на образование. Поэтому и дали нашим учебным заведениям колоссальнейшие права автономии. Ни в одной стране таких прав нет. Считаю принятый у нас в 1992 году Закон об образовании одним из лучших в мире. Если бы еще ему не мешали другие законы.— Бюджетный кодекс, таможенный, налоговый... Они вводят такие ограничения, которые противоречат Закону об образовании. Не стимулируют учебные заведения самим зарабатывать деньги, а заставляют создавать при себе какие-то коммерческие структуры и там прятать деньги. Высокие пошлины делают невыгодной покупку за рубежом более дешевого учебного оборудования. Приходится брать дороже, хуже качеством, но в России. Или, например, спонсор готов внести деньги на приобретение школьного оборудования. Но на пути благодетеля встает Налоговый кодекс: плати, дорогой, налог на прибыль. Вот почему школы вынуждены собирать на свои нужды наличные деньги.

amp-next-page separator