Снегопогрузчики под солнцем
Один из «плацдармов», где, параллельно с летней уборкой улиц сосредоточиваются силы для зимнего фронта – Государственное универсальное дорожно-эксплуатационное предприятие Юго-Восточного округа. Обслуживает оно, правда, не весь округ, а около 20 процентов его территории: районы Люблино, Марьино, Печатники и Капотня, а также Люблинскую улицу на всем ее гигантском протяжении.Общая территория уборки – более 1,2 миллиона квадратных метров. Триста с лишним работников, 135 единиц дорожной техники. И – химия. Пресловутые реагенты, которые будущей зимой, как всегда, станут «распределять», то есть разбрызгивать и сыпать.Старое хранилище пустует и доживает последний год. Кирпичные стены выглядят добротными, но из крыши растут деревья высотой в человеческий рост. Рядом – новый хозяйственный блок из металлоконструкций, выше старого раза в три. Хлористый кальций модифицированный, пришедший на смену соли, хранится в огромных пластиковых мешках-сумках, похожих на баулы мешочников и челноков, только во много раз больше – по тонне порошка в мешке. Сходство с сумками придают ручки из толстенного пластика.Вот за эти ручки или петли и цепляет мешки кран-балка гороховецкого завода «Электромельмаш», протянувшаяся под крышей хранилища. Каждая машина-распределитель реагентов имеет в кузове еле заметный со стороны вертикальный выступ. Это «нож», на него крановщик опускает мешок. Пластик распарывается, порошок ссыпается в кузов. Все просто, никаких пересыпаний лопатами.Рядом с хранилищем сухих веществ – три здоровенные голубые цистерны, в которых содержится более семисот тонн жидких реагентов. Самый молодой рабочий, 18-летний Руслан Патеев, которому предстоит заправлять жидкостями машины, химии не боится нисколько: – Чего бояться, работать надо.Лучше всего работают семь машин с электронным дозированием. Каждая из них из своего белого пластикового бункера с одинаковым успехом распыляет и жидкое, и сухое. Машины высокие, на МАЗовском шасси, а оборудование разное – в этом году парк пополнился немецким «Шмидтом».– Раньше щель открыл для реагентов – и смотришь: широкая она или узкая. А сейчас все автоматически, знай кнопки нажимай, – говорит .Так что можно надеяться – лишней химии не насыплют. Краснеют во дворе классические, видавшие виды снегопогрузчики, но уже больше современных желто-синих, московского завода «Дормаш». Изгибается круглой балкой-рамой мощный грейдер. На некоторые трактора навешены роторы для больших снежных потоков. В ремонтном цехе – девять мест на канавах, сейчас они заняты обычными подметалками.– Основная часть проблем, конечно, зимой, – рассказал Игорь Чуриков. – Добро бы снег был чистый, мы бы горя не знали. Попадает же все время болт, а то и лом. Рвет цепи, редукторы заклинивает. У нас здесь дежурные бригады, выезжают по вызову на места поломок.А поскольку главное в любой работе – человеческий фактор, на базе оборудованы комнаты отдыха с топчанами. В каждом помещении холодильник и телевизор. В холле – солидных размеров аквариум. Рыбки здесь теплолюбивые, вода поддерживается на уровне 30 градусов. Зато эти ярко-красные и оранжевые дискусы отвлекают от мыслей о льде и снеге.– Летом комнат хватает. А зимой мы едем в ближайший универмаг, берем сразу двадцать пять китайских раскладушек, – пояснил . – Время такое, самая работа.