Последний пассажир старой «Маяковки»
Я провел рукой по дубовой панели под резиновым поручнем эскалатора. Вот чего в новой жизни точно не будет! Дуб в наше время – большой дефицит. А ведь красиво! Кажется, что дерево отполировано многими миллионами прикосновений. Сейчас эскалаторы сверкают нержавеющей сталью.Шестьдесят семь лет отработал этот эскалатор. Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года как часть Горьковско-Замоскворецкой линии – второй очереди Метрополитена имени Кагановича. «Зеленая» линия и сейчас одна из самых длинных и загруженных… Эскалаторные механизмы очень прочны и долговечны – массивные колеса, толстые цепи.Но всему бывает конец. Проход перекрыл толстый плюшевый шнур. Эскалатор постучал еще полминуты и остановился. Как минимум на полтора года.А вот и вестибюль. Сейчас никого нет, и оттого видно, какой же он маленький, особенно для такого пассажирского потока. Этот вестибюль москвичи уже успели прозвать «южным»: совсем недавно был открыт второй, северный. А до этого почти 67 лет у «Маяковки» был только один вход, но сколько с этим местом связано! Здесь, по крутым каменным лестницам, люди выходили из-под земли на улицу Горького, на работу в престижные советские офисы, на концерт в Зал Чайковского или спектакль в Театр Сатиры. А кто и к знаменитому памятнику: с цветами на свидание, или почитать стихи и «побунтовать» немножко. И вот теперь – «прохода нет»: капремонт! Руководители метрополитена обещают, что в 2007 году одновременно должен завершиться и ремонт самой станции: здесь меняют стершиеся полы, реконструируют знаменитые «стальные» колонны, освежают потолочную мозаику, выполненную по рисункам Дейнеки.Интересно, как все будет выглядеть после реконструкции? В ближайшие месяцы путь от метро до работы для многих москвичей удлинится минут на десять.…Когда сегодня поздней ночью, прогулявшись по пустому перрону огромной станции, я направился к эскалатору, навстречу спускалась шумная стайка парней и девушек.– Вы знаете, что вестибюль-то наш…– Да, да! – закивали головами, не дожидаясь конца вопроса. – Так неудобно теперь будет на работу ездить! Мы поварами работаем в кафе – и все на этой – то есть теперь уже на той – стороне Тверской. Придется переходами обходить.К новому вестибюлю «Маяковки» надо привыкать: строили его в очень стесненных условиях, отчего путь наверх начинается с эскалатора, ведущего… вниз! А чтобы попасть на другую сторону улицы, надо еще и ножками – до двух пешеходных переходов. Но ничего не поделаешь – будем привыкать.Ну вот я и вышел в ночь. Элитный район жил своей жизнью. Молодой человек с диким визгом перебегал Тверскую, словно надеясь голосом распугать машины.Вот подбежала к дверям метро еще одна компания, подергала уже запертые двери и принялась шумно обсуждать, кто и на сколько будет скидываться на такси…