Когда чужой дом становится тебе родным
– Однозначно, надо. Потому что каждый ребенок, и вообще каждый человек, должен иметь семью, – говорит Любовь Константиновна. – Ведь нормальную семью не заменит никакой, даже самый хороший, распрекрасный детский дом. А семья… Это и душевная теплота, это – мама, которая всегда поддержит, к которой можно прийти и с горем, и с радостью. Не зря у нас говорят: не та мать, что родила, а та, что воспитала. Поэтому мы, в том числе и с помощью средств массовой информации, стараемся пробудить в людях желание навсегда или временно взять такого ребенка в семью, обогреть его, дать те азы семейного воспитания, которые в дальнейшем ему помогут в жизни. Я считаю, что для семейного устройства хороши все формы. Предпочтительнее, конечно, усыновление, но могут быть и опека, и приемная семья, и патронат. Гостевой режим тоже хорош, хотя некоторые говорят: «Ребенок привыкает, а потом ему приходится возвращаться в детский дом». Но ведь все дети любят бывать в гостях, здесь главное, чтобы ребенку и психологи, и администрация учреждения все правильно объяснили, сказали: да, ты не будешь жить в этой семье, но у тебя появятся друзья, которым ты при желании сможешь написать, позвонить, обратиться с какой-то проблемой. Также наши специалисты работают с семьями, которые хотят взять ребенка, – учат, как с ним обращаться, что сказать, как себя вести. И люди откликаются. Например, директор одного детского дома, который работает с патронатными семьями, недавно мне сказала: « У меня практически всех детей с патроната перевели на опеку». То есть их служба так поработала с людьми, что они готовы взять ребенка не на временное, а на постоянное пребывание.– Если не считать тех семей, которые работают с детским домом № 19 ( а он – пионер в этом деле), то в 2001 году у нас было 12–13 патронатных семей на всю Москву. Сейчас уже более 60 детей находятся на постоянном патронате, а еще более двухсот – на временном, то есть люди берут деток на субботу-воскресенье, на каникулы, ездят с ними отдыхать.– Трудно на этот вопрос ответить однозначно. Не зря говорят: бедность – мать порока. С другой стороны, бедняк лучше понимает бедняка. Ведь сироты – это бедные люди. Бедные не в материальном смысле, а духовно, потому что они родились уже ненужными своим родителям. Думаю, что детей в большинстве своем берут люди, которым важно помочь ребенку, у которых доброе сердце, не равнодушное к детскому горю. Ну и, конечно, они рассчитывают свои силы, в том числе и материальные: есть ли возможность накормить, одеть-обуть еще одного ребенка или нет.– Я думаю, что в данном случае возраст здесь не помеха, ведь есть люди пожилые, но очень мобильные. Которые с удовольствием будут ходить с ребенком по выставкам, в кино, в театр, к тому же исходя из своего жизненного опыта, знаний они смогут его многому научить, о многом интересно рассказать. Так что дело не в возрасте, дело в желании. Хотя, конечно, мы не дадим ребенка тому, кто хочет получить бесплатную прислугу. «Мне поговорить не с кем, да и стакан воды подать некому», – это не вариант. Ну и определенный достаток (не богатство, а хотя бы в пределах прожиточного минимума) в семье тоже должен быть.– Я думаю, что при гостевом режиме необязательно придерживаться жилищных норм.– Я думаю, нет. Потому что приемный ребенок как сирота все равно потом будет иметь право на свое жилье.– Хороший директор детского дома, прежде чем отдать ребенка, обязательно будет, в том числе и с помощью психологов, готовить потенциальных родителей к этому шагу, да и потом, после устройства в семью, ребенка не бросит. Еще при учебно-методическом центре у нас существует родительская школа (ул. Шаболовка, д. 48). Но вообще у нас в законе не прописано, что прежде чем принять ребенка в семью – временно или постоянно, – надо пройти обучение. И на самом деле, это плохо. Одного желания мало, надо ведь еще и научиться любить постороннего тебе человека. Поэтому я часто уговариваю людей, которые хотят усыновить детей-негрудничков не торопиться, взять сначала ребенка на патронат. Ведь должно возникнуть родство душ, духовная близость. А если их нет, то зачем мучить и себя, и ребенка? Так что с этой точки зрения гостевой режим очень важен – вы приглашаете ребенка в гости, ничего ему не обещаете, устанавливаете с ним контакт. Если вы привязались друг к другу – слава Богу, если нет, то никакой трагедии для ребенка не происходит: он не чувствует себя «бракованным», возвращаясь в детский дом, ведь никто и не обещал, что эти тетя и дядя станут его родителями.А что касается моральных и психологических трудностей, то да, они будут, и надо к ним быть готовым. Например, ребенок привык к детдомовской пище, которая, конечно же, более однообразная, чем домашняя. Попал в семью, и … Ничего не ест. Отпихивает тарелку, разбрасывает еду по полу. Это, кстати, реальный случай: женщина усыновила мальчика, месяц с ним конфликтовала из-за еды, а потом решила отменить усыновление. Целая трагедия и для нее, и, главное, для мальчика. А все из-за того, что у нее не было элементарного терпения и психологического подхода к ребенку. Ну дайте вы сначала ребенку ту еду, к которой он привык, а потом постепенно переходите на другой рацион. Ну не обижайтесь, что ребенок не оценил ваших стараний по приготовлению обеда, что не знает цену дорогим вещам и игрушкам, а рвет их и ломает. Он просто привык к другому образу жизни, который отличается от вашего. Очень важно, чтобы человек, который принял ребенка в семью, видел в нем личность.– Даже в годовалом. Ведь ребенок в какой-то степени уже сформирован, у него есть привычки – и хорошие, и плохие. Надо очень кропотливо и долго работать с ребенком, чтобы отучить его от того, что вам не нравится и привить ему, как вы считаете, правильные нормы поведения. Бывает и так, что 5–6-летний ребенок, не говоря уже о подростке, просто не воспринимает новую семью, плачет, старается из нее убежать. Потому что нет контакта или потому, что помнит своих кровных родителей, которые для него, что бы они ни вытворяли, все равно – самые лучшие. Так что опять же у приемных родителей должно быть колоссальное терпение, чтобы потихонечку «приручить» этого ребенка. И здесь патронат дает массу преимуществ перед другими формами семейного устройства, потому что с такими семьями работает специальная служба, в которую входят и психологи, и педагоги, и врачи.– Конечно, ведь гостевой – это тот же патронат, только кратковременный. И конечно, консультации всех специалистов абсолютно бесплатны.– Естественно, сколько умов, столько, как говорят, и мыслей. Но в данном случае органы опеки и попечительства и патронатная служба существуют для того, чтобы отслеживать отношения патронатного воспитателя с ребенком. И если они видят, что все, что платится, уходит только на самих патронатных воспитателей, что ребенку в семье плохо, то, естественно, ребенок может быть взят из этой патронатной семьи.– Нет, таких случаев не было. Ведь я уже говорила, что люди у нас в большинстве своем очень хорошие. Конечно, степень риска существует, но ведь волков бояться – в лес не ходить.– В наш региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, или в органы опеки и попечительства по месту жительства.[i]- На 1 сентября 2005 года на учете в региональном банке состоят 5885 детей-сирот. Из них 1488 детей находятся в домах ребенка системы здравоохранения, в детских домах и школах-интернатах Департамента образования Москвы – 2994 ребенка, в учреждениях Департамента социальной защиты населения – 1245 воспитанников, в негосударственных учреждениях – 128 человек.- За прошлый год на учет в региональном банке данных поставлено 213 кандидатов на усыновление – граждан России. Примерно такое же число граждан было принято органами опеки и попечительства. В 2004 году под опеку передано 1950 детей, только 4,3% из них – посторонним гражданам, остальные остались в семьях родственников.- Проанализировав пожелания граждан, обратившихся в региональный банк данных, специалисты пришли к выводу, что большинство детей-сирот не смогут обрести новую семью, поскольку «наиболее востребованными» являются дети в возрасте до 5 лет (в региональном банке данных детей до пяти лет – 1577 человек (23%).- По инициативе Департамента образования в 10 образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы уполномоченные службы по патронатному воспитанию. К 1 июля 2005 года зарегистрировано 128 семей патронатных воспитателей, в которых воспитывается 152 ребенка.[/i]