Оставьте Колобка в покое

Развлечения

Хеппенинг или спектакль? Если детям решать, кто будет героем, как его назовут, куда он пойдет, т. е. если в зале восторжествовала демократия – значит хеппенинг.Ну а если при этом всенародно избранный Ежик пошел, да по пути утратил смысл, а принцесса, большинством голосов окрещенная Грушей, пошла, но ни принца, ни свою сказку не нашла? У-у, это уже постмодернистский хеппенинг с обманом зрительских ожиданий, смертью героя и распадом сюжета. Короче, очень грустный.Войдя в новенький зрительный зал, мы застаем черно-белый мирок театра теней неприкрытым: стоят лампы, висят силуэты на тонких палочках. Маша заканчивает вырезать бумажную Принцессу. Слава помогает всем усесться по местам.«Секретов нет» – словно говорят нам со сцены, и в этом чувствуется фирменное лукавство создателей театра «Тень». Потому что когда приводятся в действие все рукотворные чудеса – очевиден секрет непостижимый: умение разрушить одноплановую плоскость, в которой обычно существуют персонажи театра теней.Вот мчится волк – и земля вертится у него промеж лап. Вот ведьмы, лешие и русалки (художник Максим Обрезков) водят хороводы, выныривая из прорех в зонте. Или по занавесу разливается море… Да, приспособлены даже огонь и вода. От пламени из драконьей пасти медленно истлевет рыцарь, так и не спасший принцессу Грушу. И откуда-то сверху капают и капают Грушины слезы.Под печальный и монотонный, как осенний дождь, аккомпанемент на Грушу нисходит отрезвляющее чувство реальности.Она начинает мыслить сперва деструктивно: не хочу жить в чужой сказке, в изношенном мире кем-то созданных слов! А потом креативно: пробьюсь-ка я к реальности и попробую обустроиться в ней и разглядеть собственную сказку.Вот за это умонастроение Груша и мила создателям театра «Практика», ищущим новые темы и формы разговора о них. «Сказка, которая не была написана» – это пока что тема отсутствия темы, но в жанре детского спектакля, по сю пору увязающего в рутине, и это звучит как предельно искреннее и неожиданное высказывание.Сомнительно, правда, что детям в зале, как и Груше, опостылели «миры кем-то созданных слов». И что они тоже хотели бы разделаться с Колобкомпри помощи вилки и ножа. Нет, скорее они были разочарованы несостоявшейся сказкой. А финальный призыв написать свою сказку восприняли вяло.Возможно, тектонические сдвиги в нашем обществе, на которых настаивают зачинатели «Практики», не зашли пока так далеко, чтобы дети с нескрываемой иронией стали относиться к таким понятиям, как герой, целостный сюжет и хороший конец.Так что идейный мессидж хеппенинга Маши Литвиновой и Славы Игнатова адресован скорее родителям. Правда, художественные достоинства оценят все без исключения.

amp-next-page separator