В России всегда должен быть сильный царь

Общество

– Своим вопросом вы попали в самое мое больное место. Ведь в России интеллигент занимался всегда тем, что улучшал жизнь народа, протестовал против его порабощения, хамского угнетения, выступал за чистоту духа и души, задавался вопросами нравственного ощущения самого себя в обществе. Вот что такое был интеллигент. А сейчас для всех главное – деньги, и плевать, что на московских вокзалах погибают дети, что грудничков выбрасывают на помойку… Произошел духовный глобальный кризис. Сегодняшние ценности разрушают сильного, гармоничного, красивого человека. Они создают урода. И то, что делает и как ведет себя интеллигенция после 91 года, не поддается описанию, это нечто невообразимое. У нас нет интеллигенции, остались социальные служащие.– Я тоже до 93 года, до расстрела парламента, кричала вместе со всеми: «Ельцин – наш президент!» Потому что надоели партийные собрания, тирания, маразм вождей. Но я и представить себе не могла, что пройдет эта приватизация, этот экономический переворот, людей начнут обманывать на каждом шагу. Да, именно интеллигенция привела страну к этой демократии в кавычках. Но ведь никто ж не понимал, что будет завтра. Интеллигенция всегда немножечко подслеповата, она в очках.Сейчас у меня есть свой театр, который я очень люблю, а в советское время мои спектакли запрещали, и я даже была какое-то время безработной, но мне сегодня… плохо. Ведь я думала, что жить мы все будем по-другому…– Да, я с вами совершенно согласна. Искупаем вину, как можем. Остановили вот, слава богу, театральную реформу. И вовсе не из-за того, что мы, главные режиссеры, не могли бы обойтись без репертуарного театра, а потому, что она несла России духовную гибель. Народ бы лишился этого уникального, эксклюзивного, нигде в мире не существующего, заложенного еще Елизаветой театра. Ведь репертуарные театры сохраняют целостность страны, русский язык, культуру, не дают народу превратиться в толпу. А нас всего этого хотели лишить. Я считаю, что многие чиновники в российском правительстве разрушают страну. Они говорят, что в России никогда ничего хорошего не было, давайте начнем все с нуля, будем как Германия, Англия. Они не понимают, что страна наша – удивительная, с великой культурой, традициями, которые надо не разрушать, а собирать и поддерживать.– Я скажу так: не надо никого вешать или стрелять. Но надо эволюционным путем внедрять в правительство людей, настроенных созидать, а не разрушать. И не надо говорить про диктатуру, потому что Путин не диктатор, по человеку видно. А если этого не сделать, то к власти придут фашисты. Россия – это пирамидальное государство, наверху всегда должен стоять фараон, царь, император, как хотите, только сильный, а не слабый, которого чиновники боялись бы как огня.– Это аксиома: цивилизация порождает варварство. Потому что она механистична. Цивилизация очень упрощает жизнь человеку и одновременно не оставляет ему времени на познание самого себя. В Америке считают: все, что не приносит денег – бесполезно, не нужно. А ведь все самое ценное и культурное денежного дохода не приносит. Культура – это локомотив, который везет за собой мир, а цивилизация – это только пристяжные вагоны. Если наоборот: цивилизация – локомотив, а самый последний вагон – культура, то крушение этого поезда неминуемо.– Вас, может быть, ничто уже и не заставит, а в провинции репертуарные театры, концерты классической музыки, выставки собирают аншлаги. Не надо думать, что все вокруг – люмпены, которым нужны только глупые развлечения. И если в театральных залах пустые места, это означает, что не «люди перестали ходить в театр», а там плохо работают режиссер, актеры.Те, кто хочет сохранить в себе человека, должны читать хорошие книги, ходить в театры, консерваторию. Я убеждена, что первичной должна быть культура, все остальное – экономика, производство – потом. А некоторые люди во власти, заинтересованы в том, чтобы было наоборот, потому что средними людьми легче управлять, легче творить беззаконие.– Нет, я подписала письмо, в котором говорилось, что беззаконные действия должны быть наказаны. Знаете, что еще в 95 году автоматчики «Менатепа» заняли дом, в котором я жила. Я была тогда на даче, а они ворвались в мою квартиру и дочиста ее ограбили. За меня вступились очень важные люди, и мне за счет банка купили другую квартиру, извинились, но только потому, что меня было кому защитить. За моих соседей заступиться было некому…– Когда я подписывала, то об этом не думала. Наверное, это было неправильно.– Нет. Никогда. Потому что знали, что это бесполезно.– Хорошо. Потому что богатство – это тоже труд, они умеют делать то, чего не могу я. Мне противны те, кто ворует, нуворишей не люблю. А вот Форда, который пересадил весь мир на свои автомобили, а начинал с нуля, обожаю.– Этого я не знаю. Я знаю, что Форд своим личным трудом создал машину, а значит он созидатель.– Бедные бывают разними. Есть бедные – пьяницы и наркоманы, это уже люди больные, их надо лечить, и мне таких жалко. А есть те, кто ничего не хочет делать, но всем завидует. Их я просто не понимаю. Я и сейчас небогатый человек, а раньше была просто бедной, мы вдвоем с мужем жили на 100 рублей. Я тогда работала в Театре имени Пушкина, ставила спектакли, и… сдавала бутылки. У меня была одна юбка, одна кофта, а ели мы картошку с селедкой. Но мы ведь жили – книги читали, друзей принимали, на премьеры ходили.– Никогда. Я нигде бы не могла жить, кроме как в моей стране, в нашей стране. Я очень люблю Россию, просто помешана на литературе XIX века. Я часть своего народа, без которого не могу жить.[b]ДОСЬЕ «ВМ», народная артистка России, художественный руководитель театра «МодернЪ». Окончила режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская народного артиста СССР Ю. А. Завадского). Свой первый спектакль «Весенние перевертыши» по повести В. Тендрякова поставила в Кировском театре юного зрителя будучи еще студенткой. После окончания института стала работать в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Первой в Москве осуществила постановку пьесы сибирского драматурга Романа Солнцева «Ждем человека», в которой «рабочий класс был явлен не гегемоном, а послушным стадом». Власти по идеологическим соображениям дважды не принимали спектакль, после существенных изменений он был принят, но не надолго задержался в репертуаре. Спектакль был снят, а договор с режиссером расторгнут. Два года Врагова была без работы, пока в 1981 году ее не пригласили в качестве режиссера в Новый драматический театр. В 1986 году М. Н. Царев передает Враговой свой последний курс Театрального училища имени М. С. Щепкина, на основе которого в 1988 году был создан театр-студия «На Спартаковской». Первый спектакль театра – «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской.В 1995 году Врагова выпускает программный спектакль «Катерина Ивановна» Л. Андреева, сделанный в стиле русского модерна. В том же году театр был переименован в «МодернЪ» – название, которое более соответствовало направлению театральных поисков художественного руководителя. Сегодня в репертуаре театра сложнейшие психологические пьесы как русской так и зарубежной драматургии: С. Мрожек «Счастливое событие», Л. Андреев «Катерина Ивановна», А. Сухово-Кобылин «Расплюевские веселые дни», Р. Ибрагимбеков «Петля», А. Казанцев «Старый дом».[/i]: А что вы думаете о нашей интеллигенции? Надо ли ей каяться, и если да, то за что? Кого вообще можно назвать современным русским интеллигентом? Пишите в «Вечерку», на конверте делайте пометку «Социум».

amp-next-page separator