Убить по-русски
[i]Это род невроза. Хотя то, что наше телевидение не совсем здорово, предположим, было ясно и без того, чтобы на всех главных каналах рейтинговые рекорды побивали разных чинов и полов «менты».«Каменская», «Бандитский Петербург» и «Улицы разбитых фонарей» на НТВ, «Агент национальной безопасности» на ТНТ, свежая «Убойная сила» и хорошо выдержанная «Рожденная революцией» на ОРТ, «Крутые», вяло фигурирующие на РТР, и готовящиеся там же к эфиру «Марш Турецкого» о сотруднике прокуратуры и «Маросейка,12» о героических буднях налоговых полицейских.Ажиотаж не спадает — в этом месяце ТНТ начнет съемки новых серий «Улиц разбитых фонарей». Словом, овладела нашим телевидением ментомания.Почему-то оно решило, что человек с пистолетом — главный герой нашего времени. Интересно разобраться: почему все-таки? [/i]Ведь что интересно — чем больше у нашего общества претензий к правоохранителям, тем больше оно их идеализирует в экранном творчестве. Граждане всерьез считают, что самые опасные люди на ночных улицах — те, кто ездят в милицейских патрульных машинах. Но, придя вечером домой, те же граждане с упоением пристраиваются к экранам, чтобы посмотреть на новые подвиги разномастных ментов.В связи с заметной низкобюджетностью эти сериалы снимают, как это теперь называется, «на живой фактуре», то есть без декораций, и реальность тут прямо-таки топорщится. Чтобы хоть как-то ее буйство притушить, волей-неволей приходится внедрять в сюжеты что-то сказочное.Красить фасады Санкт-Петербурга или производить евроремонт пунктов охраны порядка довольно дорого, поэтому, естественно, всю сказочность приходится вытаскивать актерам. Не исключено, что по системе Станиславского, а это особенно болезненно.В результате граждан влечет глубокая укорененность экранных ментов в нашем фольклоре. Нет, правда. Никто не ждет от сериалов реализма, психологизма. Все эти истории, что про умную Каменскую, что про оперативных питерцев, что про сообразительных и мускулистых муровцев, по сути сказочны. Кто такая Каменская с ее напряженным мозговым процессом? Типичная Василиса Премудрая. А герои «Улиц» и «Убойной силы», конечно, богатыри из современной былины. Один олицетворяет разудалую силищу, другой — сияние интеллекта, третий —непременный полет фантазии.Как и настоящее фольклорное произведение, «Улицы разбитых фонарей», к примеру, уловили главную интонацию нашего существования (что и создало феноменальность «ментов»).Наша, российская, реальность — страшноватая, но какая-то веселая.Именно что в своей страшноватости веселая, страшновато-забубенная — в духе нашего сказочного фольклора. Типа: тебя уже на лопате к растопленной печи несут, а ты все еще эту силу, которая тебя в печь вот-вот запихнет, забалтываешь. Или в разгар афганской «ограниченной» кампании с хохотом стишки читаешь — про то, как «мальчик в подвале гранату нашел», и что «вот оно, подлое эхо войны»...Совершенно необоснованное бодрячество героев на удивление ловко резонирует с отечественным менталитетом. И то сказать, окружающая (в нашем случае можно говорить о «берущей в окружение») действительность для счастья плохо оборудована. Просто для того, чтобы как-то снимать постоянный стресс, приходится находить специальный механизм. Вот его-то и нашли менты — они оптимистичны и веселы, несмотря на то, что, фигурально выражаясь, находятся по уши там же, где и зрители. И их совершенно героическое наплевательское отношение к подобному положению, которое легко списывается на профессиональную привычку (в конце концов, и золотарями люди работают — ничего, привыкают), как бы подсказывает выход: просто не надо обращать на окружающее внимание. Вот и весь сказ.Но реализм проклятый — вот он, крест русской культуры (и масс-культуры, как выясняется, тоже) — сквозь поры сериалов просачивается. Можно сказать, все «менты» в телеассортименте «потеют» реализмом.Ну сколько бы массы ни восхищались Дукалисом, Лариным и Казановой — хамы они, и необаятельные хамы. С людьми разговаривают нахально, неуважительно, презирают всех. И презирают некрасиво, с позиции силы, подтверждая тем самым неутешительные свидетельства психологов о том, что в милицию у нас идут люди, жаждущие самоутверждения, а вовсе не правопорядка. Каменская — та так просто идет на соглашение с криминальными авторитетами, пришедшими к власти в среднерусском городке. И это даже преподносится создателями сериала как некий рецепт «обустройства России» — ну чтоб власть наконец начала договариваться с теми, у кого реально власть.Вот тут-то и фокус. «Ментовские» (и, что греха таить, сплошь «насильственные») сериалы содержат в себе долю дидактизма.Обратим внимание на вполне фрейдистскую оговорку канала ТНТ: в его недрах даже сложилась новая структура, которая теперь и будет специализироваться на сериалах. Называется структура с последней прямотой — «Новый русский сериал». И оговорился ТНТ потому, что именно в них, в криминальных сериалах, формируется (или уже сформировалась?) «новая русская идеология». Идеология силы — раньше это называлось добром с кулаками.Идеология здоровой архаики: мужчина — надежда и опора общества. Идеология жизни в строгом повиновении инстинкту — русский человек он, как известно, в отличие от западных сомнительных личностей живет по велению сердца, и Закон для него заведомо ниже Справедливости. Идеология боевитой честности: тот, кто правду-матку воспринять не готов, получит по первое число. И, главное, не через суд, а на месте. Результат налицо: оплеуха — любимый жест справного «мента». Мозги наши менты делегировали Каменской, женщине, существу в заявленной системе координат второсортному. Адвокат (представитель не Закона-силы, а Закона-буквоедства) бывает только коррумпированным. Иными словами, общество наше с восторгом воспринимает оформление в норму жизни законов криминального мира. Смешно, что эти законы восторжествовали и во взаимоотношениях каналов НТВ и ОРТ, деливших «ментов». Враждующие группировки «энтэвэшных» и «оэртэшных» предпочли в судебную тяжбу не вступать, закону судьбу свою не вверять, а «перетереть вопрос по-хорошему», разделить зоны влияния . Так что их зоны влияния оказались существующими по законам просто зоны. Круг замкнулся.Идеология, разрабатываемая на «улицах разбитых фонарей», полностью усвоена их создателями и вдохновителями. Отсюда, возможно, «есть пойдет» новая Русская земля.Глава холдинга «Медиа-Мост» Владимир Гусинский вручает актерам-«ментам» именное оружие. И это через несколько дней после того, как настоящие опера устроили в офисах холдинга обыск!